На этот и другие вопросы казахстанскому изданию spik.kz ответил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, заведующий отделом Казахстана и Центральной Азии Института СНГ, кандидат исторических наук Андрей Валентинович Грозин.
В ходе беседы с журналистом Грозин обозначил: зависимость Казахстана от России, безусловно, есть, но, по мнению эксперта, уместнее все же говорить о взаимозависимости.
"Она объясняется множеством объективных и субъективных причин, носит исторически обусловленный характер и отчасти диктуется внешнеполитическим контекстом. Однако ни о каком безусловном "следовании в фарватере" российской политики, убежден, не может идти и речи. От американских военных лабораторий и до жизни и творчества казахстанских патриотов — множество факторов говорит о том, что о каком-то "подчинении" Казахстана российской политической повестке дня просто не приходится говорить. Страны близки, связаны множеством формальных уз и неформальных обязательств, но самостоятельны и стараются не доводить до «искрения» по отдельным вопросам, трактуемым по-разному.
При этом, по моему мнению, казахстанцы остаются очень похожими на россиян: и те и другие все чаще "скатываются в архаику". Это проявляется во множестве факторов. Например, в нарастающих в наших обществах технофобии, подозрительном отношении к современной науке и желании получить некую волшебную палочку, которая быстро решит все проблемы. И тем и другим очень неприятна мысль о том, что в сегодняшнем меняющемся мире всего придется добиваться через нарастающую конкуренцию и обычную рутинную и выматывающую работу", - высказал мнение российский ученый.
Грозин также отметил, что Казахстан является безусловным экономическим лидером Центральной Азии, и это, по его мнению, является главным достижением тридцатилетия независимости. Причем это видно и по макроэкономическим индикаторам, и по показателям благополучия отдельно взятого казахстанского гражданина. По развитию экономики Казахстан находится в первой трети стран мира, то есть, две трети граждан Земли живут хуже казахстанцев. Если ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Казахстане в 1998 году составил 8999 долларов, то к настоящему времени это уже 25337 долларов. Как представляется, это — наглядная демонстрация того, что, как говорят критики, превращение экономики страны в сырьевой придаток мирового рынка принесло казахстанскому обществу намного больше позитива, чем негатива.
Что касается основных макроэкономических параметров, то, продолжил эксперт, у Казахстана за последние 30 лет наблюдается существенное улучшение, хотя многие, конечно, скажут, что могло бы быть и больше.
"Республика не стала очередным "азиатским тигром", но, по моему мнению, это и к лучшему: за резкий прогресс и экономические рывки казахстанцам не пришлось платить ту цену, которую заплатили (и продолжают платить) некоторые страны Юго-Восточной Азии ("Игру в кальмара", полагаю, все уже посмотрели)", - добавил эксперт.