Землетрясение является одним из самых разрушительных, трудно предсказуемых, неуправляемых стихийных бедствии. Последствия землетрясений связаны с огромными экономическими потерями и многочисленными человеческими жертвами.
Ранее редакция медиа-портала Caravan.kz публиковала материал с академиком Абдрахманом Курскеевым, который говорил о том, что в конце 2017 года и начале следующего в Алматинском регионе ожидается активизация земной коры. Это приведет к нескольким землетрясениям. За разъяснениями и информационным сопровождением деятельности государственных органов по предупреждению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к заместителю министра внутренних дел РК Юрию Ильину.
- Объясните понятие «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»?
- В статье 1 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите», приведены основные понятия, используемые в сфере гражданской защиты, согласно подпункту 62) вышеуказанной статьи чрезвычайные ситуации природного характера – чрезвычайные ситуации, сложившиеся в результате опасных природных явлений (геофизического, геологического, метеорологического, агрометеорологического, гидрогеологического опасного явления), природных пожаров, эпидемий, поражения сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями.
В соответствии с подпунктом 65) чрезвычайные ситуации техногенного характера – чрезвычайные ситуации, вызванные вредным воздействием опасных производственных факторов, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.
Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, пожара, вредного воздействия опасных производственных факторов, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.О важной роли профессии спасателей в Казахстане рассказал замминистра МВД РК Ильин
ЧС техногенного характера – чрезвычайные ситуации, вызванные вредным воздействием опасных производственных факторов, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.
ЧС природного характера – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Такие чрезвычайные ситуации называют еще стихийными бедствиями. Эти явления возникают под воздействием атмосферных факторов (ураганы, смерчи, снегопады, ливни), огня (лесные и торфяные пожары), изменения уровня воды (паводки, наводнения), изменений в земной коре (извержение вулканов, землетрясения, оползни, сели, обвалы). Наибольшую опасность для населения представляют наводнения, ураганы, землетрясения и засухи, на которые приходится около 90 процентов ущерба, причиняемого стихийными бедствиями.
- Как производится мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Какой государственный орган за это отвечает?
- Сейсмический мониторинг. В республике сейсмообстановка отслеживается сейсмостанциями ТОО «Сейсмологическая опытно-методическая экспедиция» Министерства образовании и науки РК (ТОО «СОМЭ», 63 сейсмологических станций), РГП «Институт геофизических исследований» Министерства энергетики РК (РГП ИГИ, 6 сейсмических станций) и Казахским национальным университетом им.Аль-Фараби.
Функцию национальной наблюдательной сейсмологической сети выполняет ТОО «СОМЭ» – непрерывный сейсмологический мониторинг на сейсмоопасной территории Казахстана.
ТОО «Институт сейсмологии» еженедельно проводит заседания Прогнозной комиссии (в составе Прогнозной комиссии специалисты ТОО «СОМЭ»).
Справочно. Результаты прогноза еженедельно представляются в МВД РК, Комитет науки МОН, акиматы г.Алматы и Алматинской области.
Космический мониторинг. Совместным приказом Министерства образования и Министерства по инвестициям и развитию утверждены Правила планирования космических съемок, получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования земли из космоса Национальным оператором космической системы дистанционного зондирования земли. Данные дистанционного зондирования земли в МВД поступают через Центр военно-космических программ Министерства обороны.
С начала 2017 года для получения данных дистанционного зондирования земли АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» разработаны специальные гео-порталы для 10 областей (Акмолинская, Атырауская, Алматинская, Актюбинская, ВКО, ЗКО, Карагандинская, ЮКО, Павлодарская области).
Метеорологический мониторинг. РГП «Казгидромет» Министерства энергетики осуществляет контроль за состоянием природной среды единой государственной сетью гидрологических, метеорологических и агрометеорологических станций, постов (328 метеорологических и 2 снеголавинные станции) и пунктов по контролю загрязнения природной среды.
МЭ совместно с заинтересованными центральными и местными исполнительными органами разработана Схема доведения штормовых предупреждений РГП «Казгидромет» об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях для принятия комплекса мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Справочно. Аналогичные схемы разработаны на территориальном уровне.
Мониторинг селей, лавин и оползней. ГУ «Казселезащита» КЧС МВД РК осуществляет мониторинг селей, снежных лавин, оползней на базе собственных специализированных постоянно действующих и сезонных постов, расположенных в горной местности в зонах возникновения, формирования, транзита и отложения селей и схода снежных лавин. Наземный мониторинг условий селеобразования и самих случаев селевых потоков подкреплен регулярными наземными и аэровизуальными обследованиями селеопасных территорий.
В республике проводятся 4 основных вида мониторинга за природными явлениями и процессами - метеорологический, гидрологический, сейсмический и космический.
Космический мониторинг проводит Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары» с использованием
двух казахстанских спутников дистанционного зондирования Земли KazEOSat 1 и KazEOSat 2. Акционерное общество является подведомственной организацией Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности.
Министерством внутренних дел налажено взаимодействие со всеми службами мониторинга и прогнозирования.
- Перечислите, пожалуйста, меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае их возникновения?
В целях недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций проводятся такие мероприятия, как:
- своевременный и точный прогноз водности рек;
- строительство, ремонт, возведение временных валов, обвалований;
- берегоукрепление, спрямление, дноуглубление русел рек;
- водопропуск устройств (арыков, дорожных и мостовых проводов);
- в целях выявления аварийных и тербующих ремонта обследование ГТС;
- планирование финансирования на соответствующий год
на предупреждение чс;
- своевременный вывоз снега;
- запасы инертных и горюче-смазочных материалов, питания;
- выступление в СМИ о мерах предупреждения чс и правилах поведения при чс
- рейды, сходы с населением.
- другие мероприятия.
- Какой государственный орган осуществляет надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Какие функции выполняет такое ведомство?
- В соответствии с Законом Республики Казахстан «О гражданской защите» государственный контроль и надзор в сфере гражданской защиты – деятельность уполномоченных органов в сфере гражданской защиты и в области промышленной безопасности, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в сфере гражданской защиты, в пределах их компетенции.
Государственный контроль и надзор в сфере гражданской защиты подразделяется на: 1) государственный контроль в области гражданской обороны; 2) государственный контроль в области пожарной безопасности; 3) государственный надзор в области промышленной безопасности.
Государственный контроль в области гражданской обороны и пожарной безопасности осуществляет Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел РК.
Согласно Положению о Комитете по чрезвычайным ситуациям, утвержденного приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан
к контрольным функциям Комитета относятся:
осуществление государственного контроля в области пожарной безопасности;
осуществление государственного контроля в области гражданской обороны;
осуществление контроля за готовностью пожарных подразделений в населенных пунктах и на объектах к борьбе с пожарами;
осуществление контроля за соблюдением правил безопасности на водоемах;
осуществление производства дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности и гражданской обороны;
направление в суд заявления о приостановлении частично или полностью работы организаций, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, запрещении эксплуатации зданий, сооружений, электрических сетей, приборов отопления и ведения пожароопасных работ, осуществляемых субъектами с нарушением требований пожарной безопасности, а также при невыполнении предусмотренных проектами требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, расширении или техническом перевооружении организаций, объекта, сооружения, здания;
выдача гражданам, должностным и юридическим лицам предписаний об устранении выявленных нарушений и проведению мероприятий по предотвращению пожаров;
выдача гражданам, должностным и юридическим лицам предписаний об устранении выявленных нарушений и выполнению мероприятий по гражданской обороне;
выдача гражданам и юридическим лицам предписаний за несоблюдение правил безопасности на водоемах;
разработка и утверждение критериев оценки степени риска и проверочных листов в области пожарной безопасности и гражданской обороны.
Государственный контроль и надзор в сфере гражданской защиты – деятельность уполномоченных органов в сфере гражданской защиты (в области пожарной безопасности, в области гражданской обороны) и в области промышленной безопасности, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в сфере гражданской защиты, в пределах их компетенции.
Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию, разработку и реализацию государственной политики в сфере гражданской защиты в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания экстренной медицинской и психологической помощи населению, обеспечения пожарной безопасности и организации Гражданской обороны.
В соответствии с Законом «О гражданской защите» органы гражданской защиты осуществляют государственный контроль в области пожарной безопасности.
Государственный контроль в области пожарной безопасности направлен на обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности физическими, юридическими лицами и осуществляется органами государственной противопожарной службы.
Согласно пункта 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса государственный контроль в области пожарной безопасности осуществляется в особом порядке проведения проверок и только в отношении объектов высокой степени риска.
К объектам высокой степени риска отнесены такие объекты, как крупные пожароопасные и промышленные предприятия, объекты жизнеобеспечения, с массовым пребыванием людей, социальной сферы, образования, здравоохранения, крупные объекты хранения (склады) имеющие повышенные риски возникновения пожара и тяжелые последствия от них на людей и материальные ценности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» объекты незначительной степени риска на предмет соблюдения требований пожарной безопасности не проверяются, за исключением внеплановых проверок в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Количество объектов, подлежащих контролю
По состоянию на 31 декабря 2016 года по республике количество подконтрольных государственному пожарному контролю объектов составляет 140 498, из них:
- к субъектам частного предпринимательства (СЧП) относится – 105 091 объект (75%),
- не относится к субъектам частного предпринимательства (ГОС) (гос.предприятия и учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения) – 35 407 объектов (25%).
Из общего количества объектов 29 038 относится к высокой степени риска и подлежат ежегодному контролю в особом порядке.
Из вышеуказанных объектов к СЧП относится 11 624 объекта (40%), к ГОС относится 17 414 (60%).
Справочно: из общего количества объектов СЧП (105 091) к высокой степени риска относится только 11% объектов (11 624).
Не отнесены к высокой степени риска (незначительная) – 111 460 объектов. Данные объекты не подлежат контролю в особом порядке
по инициативе органов гражданской защиты и проверяются только
во внеплановом порядке (по жалобе, поручению органов прокуратуры
или при поступлении инициативного обращения).
Справочно: из общего количества объектов, не отнесенных к высокой степени риска, 45 424 объекта или 41% являются объектами торговли – общей площадью строений менее 1500 квадратных метров.
Порядок проведения проверок
Периодичность проведения проверок, проводимых по особому порядку в отношении проверяемых субъектов составляет не чаще одного раза в календарный год.
Действующие на сегодняшний день положения законодательства в области контроля и надзора создают лояльные условия для субъектов предпринимательства, исключающие проведение необоснованных и внезапных проверок
Так, о предстоящей проверке предприниматель знает заранее, полугодовые графики проведения проверок размещаются на сайте Генеральной прокуратуры до начала полугодия. Непосредственно перед самой проверкой проверяемый субъект уведомляется за 30 календарных дней.
В процессе проведения проверки, предпринимателю предъявляются только требования, содержащиеся в проверочном листе, являющиеся общедоступными, для возможности подготовки к предстоящей проверке.
Вышеуказанные положения позволяют проверяемому субъекту знать о предстоящей проверке, требования, по которым будет проводиться проверка, иметь достаточно времени для подготовки к ней и устранению нарушений, что в свою очередь исключает возникновение споров по итогам проведенных проверок.
Согласно пункта 4 статьи 38 Закона «О гражданской защите» в случае выявления нарушений в результате проверки на предмет соблюдения требований пожарной безопасности органами государственной противопожарной службы проверяемому субъекту выдается предписание об устранении нарушений. Предписание об устранении нарушений вручается проверяемому субъекту в день окончания проверки.
В случае неисполнения предписания государственный инспектор обязан сформировать материалы для искового заявления в судебные органы для приостановки эксплуатации объекта эксплуатирующего с нарушениями требованиями пожарной безопасности (пункт 4 статьи 38 Закона «О гражданской защите»).
Административная ответственность за нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности предусмотрена статьей 410 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. За неисполнение предписания государственные инспектора в области пожарной безопасности наделены правом составлять протокол об административном правонарушении по статье 462 КоАП, который в дальнейшем направляется для рассмотрения в судебные органы.
Подконтрольные объекты, отнесенные к незначительной степени риска, проверяются только во внеплановом порядке. Основания проведения внеплановых проверок четко регламентированы национальным законодательством в области контроля и надзора.
К примеру, обращения физических и юридических лиц являются основанием для проведения внеплановой проверки только при наличии в них конкретных фактов о возникновении угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Планирование проверок определенных категорий объектов высокой степени риска осуществляется с учетом сезонных климатических условий (повышения пожарной опасности), к примеру объекты теплоэнергообеспечения проверяются до начала отопительного сезона, лесохозяйственные учреждения и места летнего отдыха детей до начала пожароопасного периода и т.п.
- Востребованы ли в Казахстане такие профессии (связанные с риском) как: спасатели, пожарные и так далее? Можете озвучить их заработную плату и какие существуют поощрения материального либо другого характера, какие существуют льготы, требования для сотрудников (по каким критериям идет отбор сотрудников)?
- По пожарным: заработная плата зависит от выслуги лет, классной квалификации, звания. В среднем заработная плата согласно категорий должностей составляет от 65 тысяч до 83 тысяч тенге.
По спасателям: Заработная плата зависит от выслуги лет, классности, а также от количества часов, проведенных в условиях особой опасности. Также на сумму зарплаты влияет надбавки за работу в ночное, сверхурочные (несение круглосуточного дежурства), доплаты «При непосредственном проведении экстренных и неотложных аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ в зонах химического, радиационного заражения, высокогорной местности и труднодоступных районах, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на сложных объектах, связанных с применением специального снаряжения, десантировании с вертолетной техники, при повышенном риске для жизни», «За работу при повышенных (от плюс 30 градусов и выше) или пониженных температурах (от минус 20 и ниже (пурга, метель)», «За работу при непосредственном проведении аварийно-спасательных и неотложных работ под водой», «За психоэмоциональную нагрузку в связи с постоянной работой с телами погибших или фрагментами тел». В среднем заработная плата составляет от 75 000 (спасатель) до 150 000 (главный спасатель) тенге.
Поощрения: при экономии средств государственного бюджета выплачиваются премии, материальная помощь. Также за образцовую работу сотрудники награждаются грамотами, нагрудными знаками, медалями.
По пожарным: Сохранено социальное обеспечение: освобождаются от уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд; доходы в связи с исполнением обязанностей не подлежат налогообложению; имеют право на денежную компенсацию на содержание жилища и оплату коммунальных услуг в размере 3739,0 тенге; на дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от выслуги лет; на краткосрочный оплачиваемый отпуск для решения неотложных социально-бытовых вопросов; на дополнительные дни к ежегодному трудовому отпуску для проезда к месту проведения отпуска и обратно; на медицинское и санаторно-курортное обслуживание; на выплату социального пособия по временной нетрудоспособности 100% от денежного содержания; на единовременную компенсацию при установлении инвалидности, увечья, заболевания полученного при исполнении служебных обязанностей; в случае гибели (смерти) выплачивается единовременная компенсация иждивенцам или наследникам. При увольнении со службы выплачивается единовременное пособие с учетом выслуги лет.
По спасателям: в случаи гибели (смерти) выплачивается единовременная компенсация иждивенцам или наследникам.
Сегодня органы гражданской защиты Республики Казахстан решают широкий спектр задач и играют исключительную роль
в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, пожаров и техногенных катастроф, в повышении уровня подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и формировании культуры безопасности жизнедеятельности.
Реалии современного мира постоянно убеждают нас в том, что профессия пожарного и спасателя – одна из самых востребованных, уважаемых и благородных.
Беззаветное служение профессиональному долгу является достойным примером для молодых сотрудников, которые бережно хранят и продолжают славные традиции, заложенные старшим поколением.
Что касается, льгот в соответствии с действующим законодательством пожарные пользуются правом первоочередного обеспечения жилой площадью из государственного жилищного фонда. В рамках Государственной программы арендного жилья сотрудники могут приобрести жилье в долгосрочную аренду на льготных условиях.
На начальном этапе службы заработная плата впервые поступившего на службу спасателя составляет от 45 000 тенге, пожарного от 65 000 тенге, которые увеличивается с учетом выслуги лет.
Необходимо отметить, что с 1 апреля 2017 годаувеличен размер надбавки за классную квалификацию военнослужащим, сотрудников правоохранительных и специальных органов. Кроме того, согласно поручению Главы Государства Н.А. Назарбаева, с 1 июля 2017 года должностной оклад сотрудников повышен на 25%.
Также, в качестве поощрения ежегодно пожарные и спасатели органов гражданской защиты награждаются Государственными и ведомственными наградами за мужество и героизм проявленные при спасении людей, добросовестное исполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в работе, вклад в развитие государственной системы гражданской защиты, участие в спасательных операциях.
В соответствии с требованиями ЗРК «О правоохранительной службе», на службу в правоохранительные органы принимаются граждане в возрасте не старше тридцати пяти лет, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.
Прием на службу осуществляется на конкурсной основе с учетом показателя конкурентоспособности кандидата, с обязательным прохождением кандидатами стажировки.
Правила проведения конкурса и стажировки при поступлении на службу в органы внутренних дел Республики Казахстан, утверждены приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан.
- Какие средства выделяются государством на профилактику и ликвидации последствий ЧС?
В местных исполнительных органах в плановом порядке ежегодно планируются финансовые средства на соответствующий год
на предупреждение (на выполнение вышеуказанных превентивных мер) и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местного масштаба и их последствий.
На предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера глобального, регионального масштаба
и их последствий расходы планируются в республиканском бюджете.
В соответствии с Бюджетным кодексом выделяются резервы
на предупреждение и ликвидацию ЧС:
1) чрезвычайный резерв;
1-1) резерв для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) резерв на неотложные затраты.
В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются средства на ликвидацию и предупреждение ЧС природного и техногенного характера, направленные на содержание государственных учреждений в сфере гражданской защиты (Службы пожаротушения, оперативно-спасательные отряды, Казселезащита).
Кроме того, на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций выделяются средства из резервов (чрезвычайный и неотложный резерв) Правительства и местных исполнительных органов.
Также для осуществления мероприятий, направленных на сохранение жизни и поддержание здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых людей предусмотрен резерв для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, формируемый в составе резервов Правительства и местных исполнительных органов.
В случае необходимости, для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий используются материальные ценности государственного материального резерва.
В соответствии с Законом «О гражданской защите», решение
о разбронировании материальных ценностей госматрезерва принимает Министерство внутренних дел по согласованию с уполномоченным органом в области государственного материального резерва – Министерством оборонной и аэрокосмической промышленности.