Семь дней открытий, откровений и любви. Экспедиция “Оңтүстік аңыздары” (“Легенды Юга”), организованная “Nomad Explorer”, стала настоящим путешествием к истокам. О чем рассказали горы и степи Южного Казахстана и люди, их населяющие, – в материале нашего корреспондента.
В степи – как в бане
Зов предков не могут заглушить ни гул мегаполисов, ни голос небоскребов, ни рев машин. Это подтверждает основатель экспедиции номадов “Nomad Explorer”, известный предприниматель и общественный деятель Маргулан СЕЙСЕМБАЙ.
– У меня с природой, со степью особые отношения – в молодости работал чабаном (кстати, исконное значение слова "номад" – "пастух". – Прим. авт.), два года провел верхом на лошади в родном Улытау. И сохранил эту любовь. В городе сила истощается, а в степь приедешь, ее наберешься – и снова готов на любые подвиги, – поделился с нами любимец степей, как его называют друзья. В этот раз на подвиги с ним оказались готовы порядка 800 казахстанцев и гостей из зарубежья. – Это опытные номады и новички из Алматы, Астаны, Петропавловска, Жезказгана, Усть-Каменогорска, Атырау, других городов страны. Люди преодолели путь в несколько тысяч километров, чтобы открыть для себя родную землю.
Обещал присоединиться к путешественникам и премьер, а также аким Туркестанской области. На гала-концерт в древнее городище Сауран Умирзак ШУКЕЕВ, говорят, собирался прибыть на лошадях, вместе с чиновничьей ратью. Правда, ни первого, ни второго мы в рядах пилигримов не увидели, в отличие от министра культуры и спорта. Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ прошелся по древнему городищу Саурану (это был заключительный пункт экспедиции), заглянул в лагерь, пообщался с номадами и послушал кобыз.
– Мы специально для них (высокопоставленных лиц) ничего не делаем.
Философия “Nomad Explorer” – никаких VIPов, все равны. Здесь, как в бане, нет должностей, сравнения, кто богаче или беднее.
Люди живут в юртах и палатках, селфятся, общаются. Из разных сфер, разных возрастов, – отметил основатель экспедиции.
Помимо экологии отношений между людьми философия номадов под предводительством Маргулана Сейсембая включает бережное отношение к природе. В каждом путешествии мусор аккуратно складывается в специальные контейнеры и потом перекочевывает в урны цивилизации, на полях лагеря устанавливают биотуалеты. А желающие принять душ делают это с минимальным потреблением водных ресурсов. Так что опытные искатели приключений с успехом могут вести курсы по безотходному существованию и выживанию в экстремальных условиях.
…И люди-предания
Среди участников нынешней экспедиции было немало людей-легенд: Марат ЖЫЛАНБАЕВ – единственный человек в мире, в одиночку пробежавший пустыни Азии, Африки, Австралии и Америки; Мусрят ЕЛИБАКИЕВ – первый чемпион Казахстана по тогыз кумалаку среди незрячих и слабовидящих; Жания АУБАКИРОВА – прославленная пианистка; Сергей ЦЫРУЛЬНИКОВ – рекордсмен мира по силовым номерам, продолжатель традиций казахских палуанов Кажымукана МУНАЙТПАСОВА и Балуана ШОЛАКА и другие интереснейшие личности.
Все семь дней кочевники не только открывали для себя родную землю, но и участвовали в мастер-классах по бегу и тогыз кумалаку, разучивали движения казахской гимнастики айкуне, названные в честь казахских родов.
Экзерсисы найманов и кереев, а также других многочисленных родов помогали согнутым под гнетом городской жизни людям выпрямить спины и задышать полной грудью. А еще были лекции прямо в пути от известных персон, неформальное общение продолжалось вечерами у костра.
Настоящим открытием для многих участников нынешнего “Nomad Explorer” стала кобызотерапия.
Каждый день по живописным просторам разливались мелодии древнейшего казахского инструмента, созданные Коркыт-ата. Как признавались после сами номады, в моменты звучания кобыза их сердца наполнялись теплом, а мысли уносились высоко к небесам. Исполнительница, автор методики терапии Кумысжан МУКАШЕВА не только дарила исцеляющую музыку, но и делилась историями, связанными с землями Южного Казахстана.
А младший сын Кумысжан стал самым юным участником – Аль-Азизу на момент проведения экспедиции было восемь месяцев! Дорогу и жизнь в походных условиях, не в пример некоторым взрослым, малыш перенес как опытный кочевник – без жалоб на тяготы и с улыбкой на лице. Настоящий номад!
Последний камень от инопланетян
“Легенды” символично стартовали из центра степной части Великого Шелкового пути – Тараза. Маршрут изначально включал три базовых лагеря, однако из-за дождя, не прекращавшегося почти все семь дней, было два. По этой же причине самыми востребованными в те дни оказались резиновые сапоги, которые были снесены с прилавков на радость местным торговцам.
По пути к каждому лагерю номады делали остановки у ключевых объектов местности. Обязательным пунктом были святыни, многие из которых входят в “100 сакральных объектов Казахстана”.
Дорога к первому базовому лагерю в ущелье Беркара (Бериккара) пролегала через Акыртас. Тайна “Последнего камня”, расположенного в 40 километрах от Тараза, до сих пор не раскрыта. Существуют десятки версий появления этого грандиозного сооружения, включающего дворец, караван-сарай, культовое здание, мастерские, каменоломню, смотровую башню и даже водопровод, берущий начало с гор!
А то, что Акыртас, в 2014 году включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, вполне может быть произведением инопланетян, как утверждается в еще одной версии, мы прочувствовали на себе. Красные каменные глыбы словно говорят с тобой. Правда, лично у меня желания прилечь на один из них, как советуют местные жители, – для исцеления, не возникло. В последующих местах – также наполненных живыми камнями и артефактами – и вовсе хотелось стать крылатым созданием, чтобы не ступать ногами на сакральную землю. Что скрывает Акыртас: чиновники выгнали казахстанских ученых с места раскопок
Что общего между воинами Чингисхана и тюльпанами
Ущелье Беркара – священное для казахов место и родина тюльпанов – стало первой обителью номадов. Как свидетельствуют официальные источники, на Бериккаринском плато насчитывается 504 древних кургана, в том числе сакские захоронения.
В древности племена саков вели здесь бои с иноземными захватчиками.
У подножия Беркары после долгого похода на Отрар останавливались на привал воины Чингисхана.
В ущелье раскинулось озеро Биликоль, некогда полное рыбы, а ныне погибающее.
– Помните строки из песни: “Қаратаудың басынан көш келеді, Көшкен сайын бір тайлақ бос келеді, Елім-ай, Елім-ай”?.. И караваны купцов Великого Шелкового пути проходили через Каратау, – продолжил свой рассказ-песню Маргулан Сейсембай.
Про тюльпаны – отдельный сказ. Ущелье Беркара официально признано родиной тюльпанов, именно отсюда они попали в Голландию. Здесь произрастает 5 видов этого растения, в том числе эндемичные тюльпаны Грейга и Кауфмана, занесенные в Красную книгу Казахстана. За две недели до того, как сюда на железных и белокрылых конях примчались всадники, они отцвели.
– Сейчас тюльпаны можно увидеть, поднявшись по ущелью, где холоднее. Посмотрите, какие они необычные, – больше ладошки почти в два раза, – говорит Маргулан и показывает мне цветочное пламя, которое бушевало здесь всего полмесяца назад – в момент подготовки экспедиции.
Вслед за пламенем цветочным в ущелье разбушевался огонь жарких дискуссий вокруг достояния Жамбылской области и всей страны – участники научно-практической конференции, посвященной тюльпанам, говорили о том, как спасти растение.
– В этом году зима теплая была, и тюльпаны зацвели раньше на целую неделю. А цветут они 15 дней. Мы начали проводить тюльпановые туры. Взрослых и детей призываем беречь это богатство, оставить его будущим поколениям, ведь после первого срыва цветок становится инвалидом, а после второго – погибает. Сорванный цветок живет всего 15 минут, – рассказала нам председатель ассоциации внутреннего и въездного туризма Жамбылской области, директор туристического центра “Золотой караван” Альбина ВЕЙМЕР.
И пока ученые-биологи, чиновники и представители туррынка обсуждали тюльпановые судьбы, на полях урочища развернулись всадники кокпара, борцы казакша курес и силачи аркан тартыс – перетягивания каната.
Издали наблюдая за схваткой участников кокпара (и правильно – в какой-то момент наездники на лихих скакунах приблизились к толпе зрителей слишком близко. Пострадавших, кроме объектива одного из фотографов, к счастью, не было), я словно перенеслась в прошлое и видела уже не спортсменов, а древних воинов, о приближении которых предвещали столбы пыли, а крики разгоряченных зрителей, среди которых были жители ближних аулов, напоминали боевые возгласы.
Ну а закончилась битва за козлиную тушу тем, что ее – тушу – украли. Поговаривают, что парни из соседнего аула примчались на “Ниве” и были таковы с трофеем кокпаровцев…
Благословение от Арыстан-баба
Через несколько часов дождь заставил часть номадов перекочевать из промокших юрт и палаток в условно теплые кровати близлежащей базы отдыха. Подробности ночи, испытавшей нас на прочность, опустим. Отметим лишь, что наутро мы обнаружили под кроватью косточку от финика. Восприняли это как добрый знак и благословление нашего дальнейшего пути к мавзолею Арыстан-баба.
Предание гласит, что пророк Мухаммед передал аманат (послание) в виде финика (хурмы) через своего сподвижника Арыстан-баба маленькому мальчику Ахмеду.
Однако Арыстан-баб смог сделать это только через 400 лет, когда стал наставником Ходжа Ахмеда Ясави. Встреча произошла в Сайраме на мосту. К старцу подбежал мальчик Ахмед и попросил свой аманат. Арыстан-баб отдал ему финик, от которого осталась одна косточка. Тогда Ахмед Ясави сказал: “Ты отдал мне косточку, а себе оставил мякоть. Значит, к тебе будут приходить ночевать, а ко мне – просить”...
Довелось нам увидеть и мавзолеи родителей великого суфия – Ибрагима-ата и Карашаш-ана.
Где причалил Ной с ковчегом
Пещера Акмешит, расположенная в 90 километрах от Шымкента, – другое необычное место, которое посетили странники. Точное время ее появления достоверно неизвестно, но то, что к этому приложили руку небесные силы, – очевидно. Здесь обретаешь способность видеть, слышать и чувствовать больше, чем в обычной жизни. А еще – избавляешься от повышенного давления и недугов. Паломники идут сюда и в надежде обрести потомство.
По преданию, именно в этой пещере батыр Есиркеп Койкельды вместе с 10-тысячным войском переждал дождь и совершил утреннюю молитву, а после нанес сокрушительный удар джунгарам. А еще Акмешит спасла от врагов детей и женщин.
Со стен стекают капли воды – слезы Ак муллы, напитывающие жизнью тутовые деревья, раздается эхо и пение сказочных птиц (в миру – галок). Путникам “Nomad Explorer” дал бата (благословение) местный шыракшы (хранитель), а участница экспедиции Кумысжан Мукашева сыграла на кобызе. Звуки инструмента, древние сказания, священная Акмешит и птицы, летающие над сводами пещеры, словно ангелы над землей, – так номады перенеслись в высокие миры.
А впереди нас ждала мечеть Аппак Ишана, мавзолей Домалак-Ана – одной из матерей казахского народа, ущелье Аксу и Казыгурт.
Именно на вершине Казыгурта Нух – Ной нашел пристанище со своим ковчегом. У его подножия нас встретили 40 невидимых ангелов – Ғайып ерен, қырық шілтен. Номадовцы, как и сотни тысяч предшественников, прошли здесь испытания от Адам-ата и Хауа-ана (Адама и Евы).
Вначале ты приветствуешь предков-аруахов, прикасаясь к скалам, на которых – слепки рук, а потом приближаешься к скале Ата, укрывающей от ветра и дождя скалу Ана. Именно между ними проходят путники, главное здесь – ниет (намерение), который помогает корпулентным людям с легкостью преодолеть узкий проход.
А вот субтильные личности нередко застревают – так высшие силы дают им знак: избавься от гордыни и прочих грехов и обратись к Аллаху с чистыми помыслами.
Полная решимости и благоговейного страха одновременно, я вошла в этот коридор испытаний. На полпути мне стало страшно – дали знать о себе зачатки клаустрофобии вкупе с осознанием бренности мирского и вечности небесного. На мгновение пришла мысль – вернуться к исходной точке. Но тут же я взяла себя в руки, доверилась небесам и обратилась к Всевышнему, попросив дать мне силы. Путь пройден! Сакральный Казахстан: возвращение к истокам
А по его окончании меня ждала новая жизнь. В прямом смысле: у священного камня я приняла роды, и мальчик Батырхан, судя по принявшим его рукам журналиста, будет мастером пера.
Всё начинается с любви
Далее дорога номадов легла к мавзолею Акбура – святого, читавшего утренний намаз на родной земле в Туркестане, а ночной и пятничный – уже в Мекке. Мы получили благословение от Акбуры – плоды священного дерева катренке, растущего только на территории мавзолея, были уложены невидимой рукой в футляр с кобызом…
Поклонились мы и другим святым – Укаш-ата, Арыстан-бабу, Ходжа Ахмеду Ясави, почтили память аруахов в Отраре, а завершились “Легенды Юга” в Сауране грандиозным гала-концертом.
По старым чертежам “Nomad Explorer” воссоздал древнее городище, отстроил крепость в древнем стиле из глиняных кирпичей. Как рассказал нам Маргулан Сейсембай, номады намерены возродить город Сауран, высадить здесь яблоневые сады, вдохнуть жизнь в городище и сделать его туристическим центром. Вопрос уже отработан с минкультуры.
– Всё начинается с любви – с любви к родной земле. И именно в таких поездках ты кожей начинаешь чувствовать, что эта земля – твоя. Ты становишься гражданином своей страны в полном смысле этого слова, – сказал в завершение беседы Маргулан Сейсембай.
Мы желаем номадовцам успешного продолжения экспедиций по великой казахской земле, благословенной небесами. Кто с нами – присоединяйтесь!
НУР-СУЛТАН – ТАРАЗ – ШЫМКЕНТ – ТУРКЕСТАН