О чем молчит Кулибаев?

История со столичным инвалидом Асаном Темирбаевым, о котором мы уже писали и пишем, яркое тому доказательство. При этом многие совершающие благие дела предпочитают оставаться в тени. Но обо всем по порядку.

Одним из великих сынов баянаульской земли в народной памяти остается старший султан Баянаульского внешнего округа Павлодарского уезда, просветитель, этнограф, полковник царской армии Муса ШОРМАНОВ, который приходился дядей другому прославленному казаху – Шокану УАЛИХАНОВУ.

Известно, что, помимо основной деятельности, полковник Шорманов уделял большое внимание благотворительности. “Муса Мырза”, “Большой господин”, как называли его земляки, привлекал местных зажиточных казахов к сбору пожертвований для благотворительных заведений в Омске и Павлодаре – приюта, богадельни и интерната для казахских девочек.

В 1861 году благодаря усилиям правителя округа и пожертвованиям местного населения в Баянауле была построена деревянная мечеть (на фото).

25 июня 1901 года по приказу местных властей мечеть была отремонтирована. Для этих целей, по архивным данным, выделили 2 035 рублей 57 копеек. Внесли лепту и местные мусульмане, сделавшие пожертвования. В 1910 году работы были завершены.

А в 1922 году здание практически полностью сгорело, и народ решил построить мечеть уже из камня. Кладчиками выступили местные жители, строительство было завершено в течение шести лет.

В 1998 году начались работы по реставрации мечети, в которой в прежнее время попеременно располагались то народный клуб, то Дом культуры, то спортивная школа. Строительными работами руководила местная интеллигенция, аксакалы Садуакас МУСАУЛЫ, Пауен ЖУСИПБАЙУЛЫ, Ракымжан САГЫНУЛЫ.

Полноценное строительство мечети было начато в 2011 году и завершено в 2013 году при поддержке председателя президиума Национальной палаты предпринимателей “Атамекен”, председателя Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY Тимура КУЛИБАЕВА.

Один из аксакалов Баянаула Мурат РАХМЕТОВ вспоминает те радостные мгновения:

– Нас было на встрече человек двадцать, мы просили помощи в возрождении мечети, в реконструкции музея, чтобы мы могли с гордостью встречать гостей на нашей священной земле, которая подарила стольких выдающихся людей. Мы много говорили, убеждали и очень надеялись, что хотя бы в одной из двух просьб нам не откажут. И когда в 2013 году состоялось одновременное открытие мечети Мусы Шорманова и музея имени Каныша Сатпаева, мы, жители района, не ожидали, что два дорогих нашему сердцу места так преобразятся. Сегодня, помимо красоты и богатства нашей природы, мы с полным правом можем гордиться этими достопримечательностями. Я хочу, чтобы вы передали в Астану Тимуру Аскаровичу нашу благодарность. Мы всегда рады ему на нашей земле.

Это было поистине второе рождение мечети, говорят местные жители. Тысячи соотечественников со всего Казахстана приехали на ее открытие после реставрации.

“Пусть поддерживают и хранят вас духи предков”, – неслось со всех сторон традиционное казахское пожелание в адрес людей, взявших на себя все затраты по реконструкции и участвовавших в строительных работах.

 

Музей имени Каныша Сатпаева

Тимур Кулибаев спонсировал реконструкцию и другого значимого для местного населения объекта – музея Каныша САТПАЕВА. С малой родиной ученого связывали прочные нити: отсюда ушел в большую науку, сюда возвращался, чтобы набраться сил в годы незаслуженных гонений. Живы еще аксакалы, которые помнят его. И после смерти великого ученого земляки первыми в республике открыли музей, где представлены вещи академика, его документы и фотографии. Но с годами музей, куда приезжали гости со всего мира, заметно обветшал, и спонсорская поддержка оказалась как нельзя кстати.

Эта история, описанная недавно на страницах Yvision известным блогером, произошла в 2011 году, и заинтересовала она нас вот почему.

Есть понятие “скромность”, когда человек, совершивший доброе дело, просит не говорить об этом, мол, не на публику я это делаю. Так складывается череда добрых поступков наших соотечественников, о которых мы не знаем.

Дело здесь не персонально в Кулибаеве, а в целом в людях, которые оказывают бескорыстную помощь, имеют для этого намерение и возможность. Если мы не хотим терять веры в человечность, в помощь близкого, в оздоровление общества, развитие меценатства – мы должны говорить об этом.

Мы знаем, что Тимур Кулибаев в разных городах страны когда-то построил несколько боксерских школ для детей и подростков. Но где конкретно, сколько этих школ, почему именно данное направление – информации об этом, к сожалению, не нашли и решили сделать запрос в пресс-службу НПП РК “Атамекен”, чтобы из первых уст узнать, о чем еще молчит Кулибаев.

Астана