О чем говорили на саммите?

Генсек ООН Пан Ги Мун призвал участников саммита ОБСЕ к борьбе с изменением климата.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон подтвердила приверженность США идеям ОБСЕ и всем ее принципам.

А президент России Дмитрий Медведев, который, кстати, покинул саммит сразу после своего выступления 1 декабря, говорил о том, что ОБСЕ стала терять свой потенциал и нуждается в модернизации, напомнив, что Россия в соавторстве с партнерами представила проект устава ОБСЕ и предложения по упорядочению работы ее структур.

Попросивший слова в первый день саммита президент Афганистана Хамит Карзай сделал акцент на том, что его страна в течение последующих четырех лет готова взять на себя ответственность за собственную безопасность.

Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони выступил в роли посла доброй воли и призвал международное сообщество прийти к общему консенсусу.

Президенты Азербайджана и Армении, выступавшие в разные дни, были далеки от согласия во мнении по вопросу о Нагорном Карабахе. В случае применения Азербайджаном военной агрессии к Нагорному Карабаху Армения признает независимость этой республики, сказал президент Армении Серж Саргсян. Президент Азербайджана Ильхам Алиев также был непреклонен и сообщил, что хотя и не хочет военного разрешения конфликта, но не видит решения проблемы, поскольку Армения продолжает оккупировать не только Нагорный Карабах, но и семь других районов Азербайджана.

Не менее интригующим было и заявление президента Грузии Михаила Саакашвили. Кстати, в пресс-центре журналисты отметили: глава Грузии как будто специально повязал ярко-зеленый, в полоску галстук. Словно хотел сказать: люблю галстуки! Что же тут поделаешь? На саммите он пообещал не начинать в одностороннем порядке никаких военных действий на своей “оккупированной территории”, тем самым снискав поддержку многих стран, в том числе США, Великобритании, Франции и других.

Президент Беларуси Александр Лукашенко выступал последним из глав государств – участников ОБСЕ, и покритиковал ОБСЕ за отсутствие каких-либо стандартов в оценке выборов, прямо сказав, что они должны быть едиными на всей территории ОБСЕ: “ОБСЕ выступает зачастую в роли дубинки в чьих-то руках”.

Президент Литвы Даля Грибаускайте, чья страна займет кресло председателя в 2011 году, сообщила, что у ОБСЕ много проблем глобального и внутреннего характера, но, несмотря на масштабность ОБСЕ, нельзя допустить, чтобы “мы постоянно, как игрушки, придумывали для нее все новые задачи”. Она пообещала, что в следующем году ОБСЕ сосредоточит свое внимание на кибербезопасности, защите журналистов, противодействии транзиту наркотиков.

К концу саммита интрига усилилась. Какой будет Астанинская декларация? Каким войдет казахстанское председательство в историю ОБСЕ? К моменту подписания номера документ еще не был принят: все СМИ ждали итогов.

Конечно, исторические решения саммита ОБСЕ в Астане укрепят доверие между всеми странами Европы вне зависимости от их принадлежности к каким-либо союзам.
Астана