В 2015 году Организация Объединенных Наций приняла цели в области устойчивого развития для всего мира, где одними из основных вопросов стояли обеспечение доступа к чистой энергетике, решение проблем изменения климата, пишет Caravan.kz.
Использование ядерной энергетики может оказаться одним из вариантов решения этих насущных проблем, как бы маловероятным это ни казалось. В частности, остро стоят вопросы радиационной безопасности при возможной эксплуатации АЭС, так как радиационный фактор является барьером в общественном сознании для выбора атомной энергетики в качестве энергоисточника. Все это сформировалось за счет неадекватного восприятия техногенных рисков различной природы. Стоит отметить, что при нормальной эксплуатации АЭС ее влияние на радиоактивное загрязнение окружающей среды является незначительным по сравнению с естественной радиоактивностью атмосферы, а также не наносит ущерба прилегающим территориям, где обитают наземные экосистемы. Важно знать, что используемые на АЭС технические меры позволяют обеспечить высокие коэффициенты удержания радионуклидов в реакторе.
В качестве примера рассмотрим ТЭС и АЭС одинаковой мощности 1 ГВт энергии. Такая ТЭС потребляет в год 3-4 млн тонн угля. Для его перевозки ежедневно необходимо порядка 6 железнодорожных составов. Если рассматривать ТЭС той же мощности, которая работает на жидком топливе, она потребляет ежегодно 1, 5-2 млн тонн нефти, которую нужно перевозить приблизительно в 50 тысячах цистерн, или в 8-10 супертанкерах. Для станций такой мощности из 1 кг угля можно получить примерно 3 кВт/ч электроэнергии, из 1 кг нефти - около 4 кВт/ч. В то время как для АЭС необходимо около 20 т низкообогащенного урана в год. Каждый килограмм добытого природного урана позволяет получить 50 тыс. кВт/ч электроэнергии.
Сразу возникает вопрос безопасности: современная ТЭС, оснащенная системами очистки продуктов сжигания угля, выбрасывает в атмосферу за год от 7 до 120 тыс. т окислов серы, 2-20 тыс. т окислов азота, 700-1500 т пепла и выделяет 3-7 млн тонн углекислого газа. Кроме того, образуется более 300 тыс. т золы, в которой содержится не менее 400 т токсичных металлов, таких как мышьяк, кадмий, свинец, ртуть.
Можно отметить, что ТЭС, работающая на угле, выбрасывает в атмосферу больше радиоактивных веществ, чем АЭС той же мощности. В целом реальное радиационное воздействие АЭС на природную среду многократно, более чем в 10 раз меньше допустимого.
Важно отметить, что глобальный радиационный вклад атомной энергетики на всех этапах ядерного топливного цикла в настоящее время составляет около 0,1 % от естественного фона и не превысит 1 % даже при самом интенсивном ее развитии в будущем.
Экологическая опасность радиоактивных отходов неадекватно оценивается общественностью и практически не поднимается вопрос о воздействии на природную среду воды, которую откачивают из шахт, отвалов золы, полученной после сжигания угля, а ведь там содержится множество токсичных элементов. На сегодняшний день есть эффективные технологии для безопасного обращения с РАО. Отработавшее ядерное топливо не относится к отходам, поскольку там остается несгоревший уран и дополнительно образуется плутоний – еще один элемент, который используется в ядерном топливе. После переработки отработавшего ядерного топлива специалисты получают сырье для топлива с еще большей энергетической составляющей, для разрабатываемых реакторов нового поколения.
Ранее мы писали о том, что в Казахстане растет число сторонников АЭС.