Нужны миллиарды

А есть ли мальчик?

Одна из самых живучих баек о “Золотом человеке” – пропажа экспоната. Якобы реликвия страны то ли потеряна, то ли украдена, то ли просто перепродана по частям в частные коллекции. Если это не так, то почему же во всех музеях выставляются только копии уникальной находки и какие-то малые части украшений сакского воина?

– Подлинный “Золотой человек” хранится в фондах нашего музея. Но, к сожалению, многие вещи, найденные в Иссыкском кургане, требуют особых условий хранения. Важен не только температурный, но и световой режим. Поэтому выставлять их нельзя, – говорит научный сотрудник Национального музея РК Руслан ДУВАНБЕКОВ.

Одной из основных причин плачевного состояния доспехов сакского воина современные ученые называют неправильное хранение исторической реликвии сразу после находки.

То ли девочка, то ли буддистское божество

Среди археологов бытует такая байка: Бекмуханбет Нурмуханбетов, который первым обнаружил захоронение, на все вопросы о поле сакского воина молодым коллегам отвечал так: “Я, можно сказать, раздевал “Золотого человека”. И поверьте, если бы это была девушка, я бы обязательно это почувствовал!”.

И первооткрыватель, и многие другие ученые склоняются к мысли, что найденные останки все-таки принадлежат мужчине.

– Характер захоронения – мужской. Слева от покойного лежал кинжал, справа – меч. В женские могилы меч клался очень редко. На мужской пол указывает также серьга, которая была у воина в левом ухе. Если вы сравните ее с теми серьгами, которые найдены, к примеру, в могиле сакской принцессы, то увидите заметную разницу, – говорит Руслан Дуванбеков.

Конечно, все было бы гораздо проще, если бы можно было провести генетический анализ останков, но в 70-е годы прошлого века такой метод был все же экзотическим, к тому же из-за неправильной консервации материал для ДНК-теста просто не сохранился. В то время ученые определяли пол по костям черепа и таза, но и те и другие были разрушены еще до раскопок.

Пол “Золотого человека” – это не единственное, что волнует ученых. Чего стоит хотя бы попытка связать иссыкскую находку с Непалом.

– До сих пор буддистские монахи носят остроконечные шапки, наподобие той, что на “Золотом человеке”, в их узорах есть отголоски звериного стиля, схожие легенды… Будда опять же говорил, что их боги пришли с севера. Если посмотреть по карте, то Тянь-Шань севернее Непала. На основании всего этого один археолог-любитель выдвинул предположение, что буддизм – это продолжение верований саков, – рассказывает об одном из последних научных изысканий, связанных с казахстанской реликвией, Руслан Дуванбеков.

Цена ответов – миллиарды тенге

Как признаются ученые, “Золотой человек” не только раскрыл историю древнего Казахстана, но и породил множество вопросов. Чего стоит хотя бы надпись на серебряной чаше, найденной в кургане. Руны по ободу чаши до сих пор не расшифрованы, но свидетельствуют о том, что у сакских племен был не только собственный язык, но и письменность. Причем уникальная. Возможно, если бы у ученых было больше образцов сакских рун, удалось бы восстановить и язык.

– Иссыкский курган – это захоронение, причем там ведь не только одна могила, есть и другие, до сих пор не исследованные. Но недалеко от курганов есть и городище, которое называется Рахат. Я помню, как мы ходили с Бекеном-ага по этому городищу, и он прямо на рельефе показывал: “Здесь была стена крепости, а здесь – тронный зал”, – вспоминает Руслан Дуванбеков.

Вот уж где настоящий рай для археологов!

– Городище Рахат до сих пор никто не копал. А ведь если его исследовать, то многие мифы о “Золотом человеке” просто рассеются, потому что мы сможем увидеть быт современников иссыкского воина. Там даже есть дом, где жил этот человек, – увлеченно рассказывает Руслан.

Но когда начнутся раскопки древнего города – неизвестно.

– Еще Бекен-ага говорил, что без достаточного финансирования трогать городище нельзя. Начинать раскопки без денег – это значит просто разрушить уникальный археологический памятник. Надо откапывать, тут же все реставрировать и консервировать. Причем не по чуть-чуть, а полностью, – объясняет Дуванбеков.

Счет, по мнению молодого археолога, идет на миллиарды тенге. И пока государство столь большие деньги в изучение истории древнего Казахстана вкладывать не намерено. А это значит, что, скорее всего, тайны “Золотого человека” придется разгадывать уже другим поколениям казахстанцев.

Астана