Нужны ли мы нам?

Ни один опрос в интернете нельзя считать репрезентативным, хотя бы потому что каждый может зайти и проголосовать несколько раз. Однако в большинстве случаев опросы на крупных сайтах показывают реальную картину, то ли потому что люди здесь собираются более ответственные и серьезные, то ли потому что те, кто голосует не раз, всегда держатся выбранного мнения, что и позволяет уравновесить ситуацию.
На вопрос "Что мешает развитию внутреннего туризма в Казахстане?" ответили 193 человека. Вполне достаточно, чтобы выяснить общественное мнение.
Отдыхать за рубежом всегда считалось не то чтобы чересчур дорого, но ощутимо для бюджета, особенно когда отдыхаешь семьей. Люди работают весь год, а потом с чувством выполненного долга расслабляются на пляжах Самуи, или под палящим солнцем ползают по храмам Карнака/Луксора. Некоторые увлекаются дайвингом на Мальдивах, а некоторые - лыжными гонками в Антарктиде.
Но до сих пор непонятно, почему чуть ли не сопоставимые с зарубежными цены присутствуют на внутреннем рынке? Почему за номер в гостинице надо платить 200 евро, а за сувенир в виде национального флага - 50?
Понятна алчность тех, кто пытается что-то продать, особенно в Алматы, благо он вошел в тридцатку самых дорогих городов мира (в 2007-м году). Но непонятно, почему алчность распространяется на всех, без разбора? Попытка купить в городе сувениров для дарения друзьям в России, способна повергнуть в шок итоговой суммой.
Кроме отпугивания своих же сограждан, подобная политика вряд ли привлечет и большое количество иностранных клиентов. Ну, юрту миниатюрную купят, ну тапочки с тюбетейкой. Кто побогаче - камчу и малахай. А ведь известные всему Казахстану отделы в алматинском ЦУМе по уши забиты кустарщиной с этническими мотивами, и, такое ощущение, что те же вещи всегда на тех же местах. Интересно, покупает их кто-нибудь?
Декоративно-прикладное искусство - дело хорошее, но для удешевления сувениров необходимо наладить их промышленное производство. Да хоть в Китае, если осваивать свои ресурсы лень. Для сведения: город Нью-Йорк по уши забит китайской сувенирной продукцией. Так на брелоке и написано: "Статуя Либерти, мейд оф Чайна". И все радостно покупают, потому что Нью-Йорк, т.е. неважно где сделано, главное - что этого много, оно - дешевое, рекламирует что требуется, и любой абориген и неабориген способны потратиться без серьезной бреши в кошельке.
То же касается и цен на все остальное. Необходима здоровая конкуренция, ведь складывается ощущение, что, к примеру, гостиницы-отели живут в тепличных условиях, не говоря о том, что каждая считает своим долгом украсить вход пятью звездами. Пять звезд, кстати, над входом в уважающее себя заведение не крепятся, а скромно висят недалеко от стойки администратора в виде соответствующей таблички, дарованной какой-нибудь уважаемой Гостиничной Ассоциацией.
Что ж, неоправданно высокие цены в нашем опросе выбрали 12% респондентов, а ориентирование на клиентов с высокими доходами - 4%.
Вплотную к вопросам цен стоят вопросы сервиса и инфраструктуры.
Мы живем не в Европе, это - факт. К сожалению, понятие о необходимом комфорте для проведения своего отпуска или отдыха, у нас совершенно особое, мало имеющее общего с европейским. Ладно, Европа - далеко, так Турция - ближе, туда если не все, то большинство выезжающих на отдых за рубеж, ездили хотя бы раз. Можете сравнить их сервис и инфраструктуру, и наши? Боровое, Капчагай, Балхаш, Каспий, Чимбулак и т.д.?
Это уже - менталитет. И не верится, что может быть по-другому. Чтобы что-то менять в этой сфере, нужно разогнать к чертовой матери всех, кто имеет хоть какой-то доступ к сервису, нанять турков, заказать им выстроить инфраструктуру, позволить обучить заново набранных наших людей сервису, и начинать все заново. Вместо турков поставьте хоть тайцев - все одно лучше, чем то, что мы имеем сейчас.
Не надо изобретать велосипед, и доказывать всему миру, что мы способны сами придумать как сделать лучше. Все уже придумано до нас. Тут надо или быстро научиться и внедрять, или нанять тех, кто это умеет, и позволить им все сделать за нас.
Количество пользователей, указывающих данную проблему, как базовую для развития внутреннего туризма в нашей стране - 31%, т.е. одна треть, что говорит о многом.
Отсутствие в Казахстане значимых исторических мест упомянули 4% участвовавших в опросе. Что ж, действительно, казахи - кочевая цивилизация, и "китайских стен" и "версалей" не построили, но на территории страны имеется то, что осталось от Российской Империи и Маверанахра, как и от более ранних цивилизаций, не говоря уже о том, что создано за годы советского периода и периода независимости. Тут уже вопрос в позиционировании доставшегося наследства, и заинтересованноcть в его "раскрутке". Домик Емельяна Пугачева в Уральске, может и не привлечет наплыва туристов, но городища плато Устюрт - вполне могут.
Бесспорно достойны посещения и мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане, и Свято-Вознесенский кафедральный собор в Алматы. Как отдельное архитектурное чудо - Астана, где не только Байтерек есть.
То есть найти, на что посмотреть - можно. Разве что пока не систематизировано. Было бы неплохо издать атлас (за разумную цену), включающий в себя архитектурные достопримечательности Казахстана с указанием расположения, и как добраться. И издать языках на семи, чтобы и своим полезно, и иностранцам удобно. И не в формате альбома, а в формате альманаха, чтобы если не в карман, так в сумку влез легко. Думаю, он бы еще и окупился. Хорошая идея - дарю!
Если кто-то все еще не уверен, что из созданного руками человека можно составить вменяемую экскурсию по стране, могу тут же предложить экскурсию по тому, что создано природой. Вот уж экологическому туризму, сам бог велел развиваться и крепнуть. Но и это происходит как-то коряво, и сейчас попытаемся понять почему.
Все прекрасно понимают, что природой нас Бог не обидел. Подтверждением тому 1% за ответ "Недооценка природного богатства". Это радует. Но дальше - хуже.
Повторяться о том, что дырявая юрта на берегу Балхаша - это не сервис, смысла нет. Но вот что интересно, 2% участвовавших в опросе считают, что беды наши проистекают от разграбления и уничтожения природного богатства.
Часть этого уничтожения - браконьерство, а также узаконенная охота на животных, чья популяция оставляет желать лучшего. Это хорошо, когда егеря осознают, что поголовье того или иного зверя, пусть и не ценного особо, на вверенной территории падает, и запрещают на него охоту на год-три, чтобы убыль восполнилась естественным путем. Но на слуху истории и про обратные случаи, когда охота осуществляется в обход всех и всяческих запретов и законов, а также на исчезающие виды животных (серого журавля в Актюбинском регионе, сайгаков в Карагандинском и многие другие случаи).
Вырубаются леса и рощи, взрываются скалы, в Национальном природном парке еще недавно шло строительство коттеджей…
А вот вторая часть - это наше с вами общее бескультурье. Единичные примеры людей, бережно относящихся к тому, что дано природой - тонут в общей массе убогого большинства. Нам всем должно быть стыдно, но стыдно почему-то не всем. А ведь достаточно вспомнить выезд "на пикник" в близлежащий лес, на озеро, речку, в горы… да куда угодно. Горы мусора, никем за собой не убранные. Пустыня, заваленная битым стеклом и остовами автомашин (лично наблюдал между Алматы и Капшагаем). Пластиковые пакеты на Большом Алматинском озере. Газеты и использованная бумага на Кольсайских озерах. Выжженная костром прогалина посреди альпийских лугов Заилийского Алатау.
Вот тут-то и встает вопрос, вынесенный в заголовок: а нужно ли всё это нам, да и мы сами себе? Складывается ощущение, что большинство живет по принципу "после нас хоть потоп".
Ну, и какой же наш человек не винит во всем власть? Проблемой в развитии внутреннего туризма указали ущербность законодательства - 1%, а препоны со стороны местных органов власти - 2%. Не так уж и много, по сравнению с другими причинами.
Государству хочется посоветовать поменьше влезать в осуществление своих функций фирмами, предоставляющими туристские услуги. Государству надо озаботиться тем, чтобы в страну было несложно попасть, граждане страны свободно передвигались в туристические центры (в том числе по нормальным дорогам, а не по просеке), им на достойном уровне предоставлялись услуги по потребностям, и за все за это в бюджет текли налоговые поступления.
И пора бы уже кому-нибудь обеспокоиться судьбой общественных туалетов. Проблема достойна отдельной статьи, и стыдливо прятать глаза не стоит. Шутка ли - в крупнейшем мегаполисе страны в центре города практически негде справить естественную для организма потребность. Понятно, что чиновникам в кабинетах хорошо, у них на этаже все что надо есть, а про туристов и горожан вы подумали?..
Одна известная польская писательница утверждала, что свое знакомство со страной всегда начинает с… общественного туалета, и приводила в пример общественный туалет не то Сочи, не то где-то еще на Черном море, мол, теперь понятно, почему СССР такой… Может, пора задуматься?
Кстати, о загранице. 2% наших читателей считают, что за рубежом осуществляется недостаточная реклама страны. Интересно, откуда они это знают? Видимо, там живут.
Меж тем, в последние годы на западных каналах все время мелькают ролики про Казахстан. "Евроньюс" вообще их "крутит" регулярно, в последний раз там был замечен ролик про "Год Казахстана в Германии" с топорно сделанным беркутом, парящим над прекрасными ландшафтами Родины.
Тотальных же пессимистов, считающих, что все вышеперечисленное вместе или по частям и есть наша главная проблема в развитии внутреннего туризма - 41%, и это те, кто уверенно победил в нашем голосовании.
То есть, проблема не просто есть, а уже вопиет похуже того, кто делал это в пустыни. И никакими туристическими ярмарками, никакими конференциями, никакими говорильнями делу не поможешь. До тех пор, пока государство не поймет чего оно вообще хочет, пока фирмы, предоставляющие услуги на рынке внутреннего туризма не переделают самою суть того, как, зачем и для кого они это делают, и пока мы сами не изменим свое отношение как к требованию достойного сервиса за наши деньги, так и отношению ко всему, что нам предлагается - будь то природные богатства, или услуги и сервис тех, кто помогает нам отдыхать - воз останется намертво прибитым к тому месту, где он сейчас стоит.
Потому что хуже уже некуда. Хуже - это просто нет внутреннего туризма, нет сервисов, инфраструктуры, и всем всё равно. И мы недалеко от этой черной дыры, хотя и могли бы жить не хуже прочих стран, поставивших на туризм, как одну из базовых отраслей, приносящих доход и гражданам страны, и самому государству.
Поймем ли мы это, и успеем ли измениться - покажет уже недалекое будущее.
В крайнем случае, будем летать в Турцию, навсегда попрощавшись с любимыми местами отдыха на прекрасной нашей земле.

Фото с сайта http://www.kolsay.kz