Нужны еще миллиарды: что творится на строительстве уникального проблемного тоннеля на трассе Западная Европа – Западный Китай

После длительного простоя возобновились работы в тоннеле у поселка Шакпакбаба Туркестанской области. Почти километровый проход в толще горы – один из знаковых долгостроев. Уже всю международную магистраль сдали в эксплуатацию, а участок тоннеля всё еще не завершен. Прошло уже 7 лет.

Тоннель

На меня даже незаконченный тоннель произвел неизгладимое впечатление. Две гигантские бетонные трубы, под 6 метров высоты, выходящие из основания горы, – совершенно фантастическое зрелище. В черном створе одной муравьями копошатся строители. В бетонном сооружении сыро. Из недр непрекращающимся потоком текут ручьи, еще не “заправленные” в дренажную систему.

В 2017 году пришла азербайджанская компания АО “Evraskon”, сменив на строительной площадке иранскую АОЗТ “Dena rahsaz construction company”.

Иранцы ушли, когда в Казахстане случился очередной виток инфляции. На свою беду, компания заключила контракт в казахстанской национальной валюте. Закупали все строительные материалы и оборудование за рубежом в долларах, а взаиморасчеты с нашим государством вели в тенге. Тенге упал, и иранцы остались на мели. Уход иранских рабочих со строительной площадки добавил трудностей азербайджанцам. В тоннеле, оставленном на долгое время без проведения бетонных работ, на трех десятках метров произошел обвал породы. На его устранение потребовалось время и проведение работ, которые должны предотвратить возможность повторного обрушения и дальнейшего обваливания породы.

– Только на ликвидацию последствий обвала дополнительно ушло 142–150 миллионов тенге. Сейчас зона обрушения безопасна. Все расчеты показывают, что бетонные армированные конструкции даже в зимнее время примут все нагрузки на себя без последствий, учитывая и снежный покров. Нет препятствий для продолжения работ, – пояснил директор Кызылординского филиала АО “Evraskon” Кадыр КАДЫРОВ.

Строители планируют к концу июля завершить бетонирование и приступить к укладке дорожной “одежды”. Предстоит еще проложить дренажные трубы, принимающие грунтовые воды, хотя этого в первоначальном проекте не было. А уже в августе полностью закончить с асфальтовыми работами. Останется около 600 метров подхода к тоннелю со стороны Шымкента и около 700 метров – со стороны Тараза.

Но и это еще далеко не всё. В первоначальном проекте тоннель предусматривался категории “Е” – по такому нельзя провозить горючие и воспламеняющиеся грузы. Им надо было идти в объезд через Шакпакбабу. С приходом азербайджанской компании принято решение перевести тоннель в категорию “А” – в этом случае по нему могут проходить машины с любыми грузами. Но для этого необходимо проектировать отдельную пожарную и вентиляционную системы. При входе в тоннель будет оборудован диспетчерский пункт и построена дополнительная насосная подстанция. Сейчас основная работа идет в левом тоннеле.

– В правом тоннеле пока не работаем, чтобы не повредить уложенный бетон левого тоннеля. Заливка должна застыть, и потому вести взрывные работы нельзя. Если не будет препятствий и неожиданностей по грунту, правый тоннель мы закончим где-то в мае следующего года, – поделился оптимистичными планами Кадыр Кадыров.

Трудности переходного периода

При этом трудностей у строителей более чем достаточно. Дополнительных около 150 миллионов тенге, которые потребовались на ликвидацию завала, – это не самая значительная часть расходов, которую предстоит еще согласовать. В 2017 году, когда на проект пришли азербайджанцы, тонна арматуры стоила 190–200 тысяч тенге, сейчас – 465 тысяч тенге. Дизельное топливо стоило 120–150 тенге за литр, а сейчас (когда был дефицит солярки) покупалось по 245–265. Сейчас компания вкладывает свои деньги.

– Не получится так, что в определенный момент вы не сможете продолжать вкладывать свои деньги и вам придется уходить?

– Комитет автомобильных дорог идет нам навстречу. Мы предоставим всю документацию, все сметы, а они обещают пересмотреть расценки. Дополнительных работ было сделано много. Ранее тоннель был 5 метров высотой, мы его довели до 5,50. Со всеми дополнительным работами, вложениями и изменениями в проекте потребуется еще 6–7 миллиардов тенге. Нам на тоннель дали только 2 миллиарда. По расчетам утверждалось, что 2 миллиардов достаточно, но практика показала, что нет. На весь левый тоннель мы материал закупили. Рабочие есть. С руководством мы переговорили о зарплате. – надеется на позитивное решение финансовых вопросов директор Кадыр Кадыров.


На фоне гигантского тоннеля

Официоз

По соглашению со Всемирным банком (именно он является “кошельком” проекта) каждые 2–3 месяца представители банка приезжают на строительную площадку, исследуют и анализируют ход работ. Вот и во время журналистского посещения тоннеля прибыли инспектирующие гости. Планируется к октябрю текущего года открыть левый проезд, а правый – в следующем году. На вопрос о том, как на стоимости проекта сказался перевод его в категорию “А”, проведение дополнительных работ по дренажу, вентиляции, установке систем пожаротушения, представитель заказчика пояснил:

– Проект был разработан в 2014 году. Тогда пришла иранская компания, которая предложила построить проект без изменения стоимости – около 18 миллиардов тенге, что включает тоннель, дорогу – около 42 км. На сегодняшний день, если изменения будут, проектная стоимость не будет повышаться.

– А представители азербайджанской компании говорят, что потребуется дополнительно 6–7 миллиардов?

– У нас есть конкретная сумма, и мы не будем превышать ее. А что касается их предложений по улучшению проекта, это будет отдельный проект.

– А не получится ли так, что на определенном этапе компания остановит работы и просто уйдет с площадки?

– Никто от проблем не застрахован. Видите, пандемия, цены выросли, но мы надеемся, что подрядчик приложит все усилия. Если этого не будет, в отношении компании будем принимать меры.

– Но подрядчик ведь не мог предусмотреть 2–3-кратное повышение цен на материалы, солярку, арматуру?

– В контракте есть понятие “корректировка стоимости”. И если есть удорожание материалов или дизтоплива, это компенсируется. Но корректировки проекта не будет. То есть за пределы 18 миллиардов не должны выйти, – заявил директор Туркестанского областного филиала АО “НК “КазАвтоЖол” Жамбыл БАХТИЯР.

Общественники

Но у строителей есть еще одно важное обязательство – перед жителями поселка.

– В 2017 году поток с возвышенностей затопил 8 домов поселка Шакпакбаба. В самой низкой части вода через трубу пошла в сторону поселка. Мы считаем, что это результат технического недосмотра проектировщиков, заказчиков и строителей, которые должны были предусмотреть возможность паводковых вод, – рассказал руководитель неформальной общественной мониторинговой группы по мониторингу проекта Бауржан ИСАЛИЕВ.

На общественных слушаниях жители поднимали вопрос о необходимости предусмотреть возможности прохода сельскохозяйственной техники на угодья, находящиеся выше строящейся магистрали. Как комбайны с 7-метровыми жатками будут проходить по дорожным полосам, где не предусмотрены проезды? Необходимо установить автобусные остановки и площадки для торговли овощами и фруктами. Жители говорили и о судьбе дороги внутри поселка, которая все эти годы используется как международная трасса. Она уже в некоторых местах просела. Часть пожеланий жителей строители уже выполнили. Для отвода родниковых и грунтовых вод предусмотрены шлюз и проложены трубы. Когда потребуется вода для полива, жители могут открыть шлюз, и вода пойдет на огороды. В иных случаях вода по каналу будет уходить в сторону от поселка. Представитель КазАвтоЖола заявил, что все поднятые жителями вопросы будут находиться на контроле.

ПОСЕЛОК ШАКПАКБАБА