Редакция медиапортала Caravan.kz рассказывает о таких случаях.
Подготовка к зиме
Еще в середине декабря на юге страны начались обильные снегопады. Казалось бы, все в порядке, даже несмотря на задержки поездов: пресс-служба перевозчика сообщила, что расчистка снега ведется непрерывно силами людей, снабженных «специальной снегоуборочной и снегоочистительной техникой». Показали и видео с мест. Снег зимой – что может быть естественнее, на метели людям не повлиять.
Loading...
Однако на деле ситуация несколько другая. Если присмотреться, это можно заметить даже в ролике КТЖ: когда показана станция с вагонами, а мужчина за кадром говорит, что составы на первом и третьем путях закопаны, а их содержимое замерзло, видно, что пути отделены от голой степи редким рядом маленьких деревьев вместо полноценной лесополосы. Нет и снегозадержателей. Внимание на это обратил не один казахстанец.
То есть подготовиться как следует к тому, что зимой будет снег, все же можно было, как и сократить опоздания и отмены поездов. К сожалению, ни деревьев вдоль путей, ни спецщитов, которые защитили бы их от заносов, на железных дорогах много где нет уже десятки лет. С учетом того, что зеленым насаждениям, в отличие от снегоудержателей, нужны годы, чтобы достичь нужной высоты, можно прогнозировать, что ситуация не улучшится минимум в ближайшие пять лет.
Состояние вагонов
«Қазақстан темір жолы» регулярно рапортует о приобретении новых вагонов. В сентябре этого года официальная газета компании сообщила, что закуплено более 1200 вагонов отечественного производства, отвечающих международным требованиям, и как минимум часть их выведена в составы, следующие по маршруту Караганда – Жезказган. До 2030 года КТЖ планирует купить еще 537 высокотехнологичных вагонов компании Stadler.
"Болячки проходили несколько недель" - казахстанцы жалуются на антисанитарию в поездахЧто на деле? Пассажиры в шоке даже от «Тальго».
«Ступенька не открывается, и людям приходится буквально заползать в вагон на пузе. Бумажных полотенец в туалетах нет. Отопление два часа включить не могли… Проводница хамит как в последний день работы… Блин, почему в нашем КТЖ всё так неисправимо», - пожаловался казахстанец, решивший воспользоваться скоростным поездом.
Проблемы и с размерами вагонов. Судя по впечатлениям пассажиров и даже пассажирок, «Тальго» рассчитаны на невысоких худощавых людей, хотя в Казахстане немало высоких и полных.
Опоздания поездов
Явление стало крайне массовым. Главная проблема даже не совсем в самих задержках, а в том, что пассажиры не могут узнать о них заранее. Никто их не предупреждает, люди узнают, что смогут уехать только через несколько часов, уже по факту, приехав на вокзал, иногда с маленькими детьми и стариками. Иногда рейсы и вовсе оказываются отменены. SMS-уведомления приходят далеко не всем, чей поезд задерживается более чем на 2 часа, а как выбираются везунчики среди этих избранных, не совсем ясно. При этом опоздания могут«накапливаться»: сначала задержка составляет час, о нем пассажира не предупреждают, потом добавляется еще час, и так нередко доходит до 8-10 часов ожидания с нулевым количеством уведомлений. Дозвониться диспетчерам крайне сложно.
«Давайте предположим, что все эти моменты, действительно, сложно отрегулировать, а КТЖ, как может, старается. Мы так и сделали. И решили подкинуть им идею попроще. А именно: сделать онлайн-табло, но не просто с расписанием прибытий и отправлений поездов, а чтобы были актуальные таймы, учитывающие задержки. Люди тогда могли бы проверять свой поезд онлайн, а не как сейчас... "Алло, Актобе-Алматы будет вовремя?".
Ответ на скрине. И он, признаться, нас немного удивил. Оказывается, нужно подсоединить поезда к Интернету, чтобы мониторить их движение. А мы-то думали, есть диспетчеры, которые знают, где и какой поезд находится в конкретный момент и, соответственно, будет через определенное время. Ну, ладно. Может, и тут есть свои нюансы, сложности. Мы предложили еще одну идею, ну совсем простую... А нельзя просто транслировать все эти табло с вокзалов на каком-нибудь КТЖ-шном сайте? Пока нет, ответили нам», - такая история появилась в Telegram-канале Qumash.
Отношение к собственным сотрудникам
Отчет о финансовой ситуации «Қазақстан темір жолы» в 2023 году уже опубликован.
«Перевозки демонстрируют высокий рост и в течение трех лет обновляют исторический максимум. Выручка компании в течение трех лет показывает устойчивую динамику, поднявшись с 1,3 трлн в 2021 году до почти 2 трлн в 2023 году:
- выручка: 1,9 трлн тенге, что на 29,3 % больше 2022 года;
- прибыль: 140 млрд тенге, что в 4 раза больше 2022 года. Это наилучший показатель компании за последние 10 лет;
- фонд оплаты труда составил 574 млрд тенге, что в 2 раза больше уровня 2020 года», - сообщила пресс-служба перевозчика.
Казахстанские компании тратят миллиарды тенге на международных консультантов - где результаты Обратим внимание на последний пункт. Зарплата в два раза больше – это отличный показатель, потому что за ним стоят люди, которые кормят на эти деньги свои семьи. Кто-то в Казахстане стал жить лучше, а с учетом того, сколько человек работают на железной дороге, порадоваться можно за большое число наших сограждан. Но на деле выясняется, что ситуация не так проста.
Во-первых, немалая доля этих денег уходит топ-менеджменту. Руководство перевозчика составляют 16 человек. Каждый из них получает 36 миллионов в тенге в год только в виде оклада, без учета возможных премий и бонусов, которые наверняка есть как минимум к Новому году.
Во-вторых, в карман некоторых личностей уходит миллион здесь, десять там, в результате набегает серьезная сумма. Например, в марте 2023 года транспортная прокуратура выявила в алматинском отделении «КТЖ – Грузовые перевозки» хищение в особо крупных размерах. Четыре года бухгалтеры начисляли излишки по зарплате, похитив более 80 миллионов тенге.
В октябре прошлого года прокуратура обнаружила, что зарплаты и премии из бюджета нацкомпании получали сразу 742 человека, которые по факту в ней не работали. В их числе были давно умершие лица и фиктивно устроенные родственники сотрудников КТЖ. Были похищены средства на сумму 10 миллионов тенге. Многие подобные выплаты шли годами.
При этом рядовые железнодорожники жалуются и на низкие зарплаты, которые не повышаются, и на отсутствие премий. Если же премии есть, размеры их не впечатляют - комментаторы упоминали 1 МРП, что в прошлом году составляло 3450 тенге.