- Поисковые работы, такие, как установление и идентификация мест захоронений советских воинов, павших на полях сражений, остается по- прежнему очень актуальной, - говорит руководитель туркестанских поисковиков Махсутхан Дуйсебеков.
- По сути даже в России поисковые работы ведутся в основном силами энтузиастов, людей, потерявших в годы войны своих отцов и дедов, и до сих пор не знающих даже где нашли свое упокоение славные предки.
Очень актуален этот вопрос и для нашей страны, ведь только из нашего города Туркестана с войны 1941-45 годов не вернулось около 3 тысяч наших земляков. И до сих пор остаются неизвестным места захоронения многих из них, так что их внуки и правнуки даже не знают, куда ехать навестить могилы предков.
Вот и появилась идея организовать поисковую группу в Туркестане. Мы нашли самую горячую поддержку в акимате Туркестана, среди предпринимателей и деловых кругов города, в массовом порядке оказывали нам содействие и помощь рядовые горожане.
Главной целью являлось проведение масштабной экспедиции по России, Украине, Белоруссии в поисках могил солдат-казахстанцев, работа в военных архивах Москвы, Подольска, Киева, Минска.
Сразу же очертился совершенно четкий, практический круг наших поисков. Дело в том, что во время массовой демобилизации 1941-45 годов, очень часто при оформлении призывников и добровольцев из Казахстана, в военкоматах допускались искажения казахских фамилий и имен.
Это не удивительно, ведь при написании фамилий ошибки происходят и в мирное время. Что уж тут говорить о военном периоде, когда в военкоматах порой оформляли по тысяче человек в сутки, и запись ФИО производили в основном на слух.
К тому же многие призывники, в частности казахи, просто не обладали грамотностью, поэтому даже не могли проверить правильность написания своих имен и фамилий. В результате нередко, например, Темирбеков становился Терковым, и вполне возможно, что в архивах есть все данные на Теркова - как, где он погиб, где захоронен и пр. Но для родственников Темирбековых место его погребения остается неустановленным.
Российские поисковики считают, что могила идентифицирована, так что разобраться с этим нюансом могли только непосредственно наши, казахстанские поисковики, имеющие информацию и от родственников.
Так что мы, отправляясь в экспедицию, постарались составить как можно более подробный список наших погибших соотечественников, чье место захоронения остается не выясненным.
Затем провели работу в военном архиве Подольска. И уже есть результаты. Так, в частности, нам удалось отыскать две могилы, в которых захоронены наши фронтовики-туркестанцы.
Один из фронтовиков - Тулеген Сарсенов, был призван на фронт в июне 1942 года, а уже в августе того же года его семья получила извещение-похоронку, в которой указывалось буквально, что "Ваш муж погиб 30.08. 1945г. Место захоронения - РСФСР. Смоленская обл. деревня Воробъевка". Без малого 63 года сыновья и внуки Тулегена Сарсенова пытались найти могилу отца. Изъездили всю Смоленскую область, буквально обыскали почти все братские могилы, а их здесь около десятка, и в каждой захоронены до двух тысяч солдат. Но поиски были тщетны.
И вот во время нашей экспедиции, в Подольском центральном архиве военных документов 1941-45 гг, мы провели поиск несколько с другой стороны.
В первую очередь стали искать всех, призванных из Туркестана. Среди прочих обнаружили имя Тюмган Саргенов - имя совершенно не казахское, и для любого азиатского языка, - просто набор звуков. Хотя славянин мог именно так услышать и записать имя Тулеген Сарсенов. Совпали и дополнительные данные - так Тюмган Саргенов, согласно имеющимся документам, был призван в армию в июне 1942 года, на призывном пункте военкомата станции Туркестан, (совпадает время мобилизации Тулегена Сарсенова), к тому же Тюмган сразу был зачислен в 33 пехотный стрелковый полк.
Нам известно, что Тулеген Сарсенов был охотником, умел очень хорошо стрелять, так что его вполне могли сразу же зачислить в действующие части. Добавим, что никаких упоминаний о Тулегене Сарсенове мы не нашли. Поэтому, с одной стороны методом исключения, а с другой, исходя из логики, мы почти с полной уверенностью можем сказать - Тулеген Сарсенов оказался зачислен в Красную армию под искаженным именем Тюмган Саргенов.
Далее, мы провели поиск - где и когда вел бои 33-й пехотный полк, в который был зачислен Тюмган Саргенов. Выяснилось, что в июле-августе 1942 года полк вел неравные бои с превосходящими силами противника в Смоленской области. Во время тех боев личный состав полка практически полностью погиб и солдат захоронили в братской могиле неподалеку от деревни Воробьева (в повестке значилась деревня Воробъевка). Благодаря работе опять же российских поисковиков, сейчас уже установлены большинство имен и фамилий захороненных здесь воинов. И в паспорте-списке этой братской могилы мы обнаружили имя - Тюмган Саргенов!
То есть практически была наконец найдена могила нашего земляка Тулегена Сарсенова.
В нашей экспедиции принимал участие и сын Тулегена Сарсенова - Тултай Тулегенов, которому сейчас уже 63 года.
Надо ли говорить, сколько чувств было у человека, когда он наконец смог отыскать могилу своего отца!
Кроме того, наша миссия включала в себя проведение молитв и обрядов на могилах павших воинов-казахстанцев. Навестить погибших отцов, поклониться их подвигу - это наш сыновний долг.
Конечно, в течение одной экспедиции невозможно было провести всю работу. Но надеюсь, что в будущем году она будет продолжена. Это нужно не мертвым, это нужно живым…