Предприятия, государственные и религиозные учреждения, неравнодушные граждане помогают детям собраться в школу. Однако помимо плюса в карму сообразительные предприниматели успевают сделать на благотворительности свое доброе имя.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz выяснил: насколько оправдан и этичен такой подход.
Наши эксперты ответили на три вопроса:
- Насколько этично создавать собственный имидж посредством благотворительности?
- В сети стала появляться информация о том, скольким детям компании помогли собраться в школу. В некоторых школах такие «гуманитарные пакеты» собрались вручать на торжественной линейке. Нарушает ли это права ребенка?
- Нужно ли вообще оглашать результаты своей благотворительной деятельности?
Нияз СУНДИТАЛИЕВ, человек, перечисливший 5 миллионов тенге на благотворительность
- Само направление благотворительности обязательно должно быть и в правовом поле, и в этическом. Я думаю, что если тебе кто-то помог, то ТЫ должен об этом говорить. Когда я искал деньги на лечение, мне помогали разные компании. На своей страничке в Instagram и Facebook я писал отчеты и благодарил каждого. За то добро, которое они сделали.
О перечисленных деньгах в ОФ «Милосердие» Нияз как-то сказал в одном из интервью: «Я не отдал свои деньги. Я отдал деньги, которые перечисляли мне на лечение. Поэтому это деньги всех казахстанцев. Это мы все совместно сделали одно большое доброе дело».
2. Школьник – это ребенок. Несовершеннолетний человек. Вручать ему такой пакет на всеобщее обозрение – нарушение его прав. Благотворительность должна быть умной. Даже здесь применимо такое хорошее правило: «Не навреди». Нужно обязательно учитывать, насколько в вашей помощи хочет человек, который в ней нуждается. Нужно советоваться и находить золотую середину.
3. «Сделал добро – опусти его в воду» - это самый главный принцип, который должен быть. Но иногда возникают ситуации, когда человек вынужден говорить о том, что он сделал. У себя на страничке я отчитываюсь о том, куда отдам деньги.
Аружан САИН, общественный деятель, директор благотворительного фонда «Милосердие».
- Мое мнение: человеку, которому нужна помощь, абсолютно все равно, что движет теми людьми, которые в итоге эту помощь ему окажут. Когда у тебя безвыходная ситуация, то уже сам факт того, что эта помощь будет оказана – важнее, чем обсуждать чьи-то моральные качества или мотивы. Оказавшись в шкуре нуждающегося, каждый ответит, что ему все равно. И мне тоже все равно, честно скажу.
- Мои дети учатся в обычной школе, и у нас никогда не вручали такую помощь на мероприятиях. Если человек умный и адекватный, он никогда такого делать не будет. У нас в школе помощь собирают родительские комитеты. Это нормально, когда дети помогают друг другу, когда родители пытаются помочь ребенку из класса. Но делать фетиш из этого категорически нельзя. Дети должны оценивать друг друга не потому, свои у тебя кроссовки или подаренные кем-то, а по тому, по делам и умениям.
- Организация любой помощи должна быть прозрачно поставлена. К сожалению, у нас слишком много мошенников в этой отрасли. Поэтому люди и организации, которые занимаются благотворительностью, должны отчитываться о своей деятельности, и каждый человек, который что-то пожертвовал, имеет полное право знать, куда пошли его деньги, или материальная помощь. Нам не всегда удается отслеживать деток, которым мы помогаем. Мы отправляем их на лечение, минуя офис. Мы не ждем благодарности или постоянного контакта, отчетов от этой семьи. Хотя получать хорошие новости от них, безусловно, приятно. Когда мы теряем контакт с семьями, потому что большинство хотят забыть это как страшный сон, то мы не настаиваем и не обижаемся. Но получать хорошие новости – безусловно, приятно.