Для участия в работе семинара были приглашены работники государственных органов, неправительственных организаций, журналисты и представители других учреждений и ведомств, работающих по данной тематике.
Обсуждались вопросы, касающиеся роли и места неправительственных организаций и государственных структур в процессах оказания правовой помощи жертвам торговли людьми.
Речь, в частности, шла об оказании эффективной комплексной помощи людям, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации, о существующих правовых, административных и социальных механизмах решения проблем, с которыми сталкиваются жертвы торговли людьми.
На постсоветском пространстве Средней Азии Республика Казахстан, в силу политической стабильности и обусловленного этим фактором ощутимого экономического роста, стала объектом повышенной привлекательности для трудовой миграции из стран ближнего зарубежья.
Причем трудовая миграция проходила преимущественно нелегальным путем, что являлось следствием несовершенства законодательства, неразвитости социальных и административных институтов постсоветских стран. Нелегальная трудовая миграция в свою очередь порождала все более изощренные формы трудовой эксплуатации гастарбайтеров. В конечном итоге на определенном этапе даже официальные круги Казахстана вынуждены были признать, что имеющиеся многочисленные факты торговли людьми, являются не исключением, но свидетельствуют скорее о возникновении в РК самих условий для нелегальной торговли "живым товаром".
Следует отметить, что подобный негатив наблюдается и в странах с более развитыми правовыми и демократическими институтами, в том числе и в Западной Европе.
Казахстан активно включился в борьбу с этими явлениями, в том числе с помощью неправительственных и международных организаций. Роль последних по многим аспектам проблемы оказалась даже на лидирующих позициях по сравнению с государственными структурами. На что есть объективные причины: госструктуры в борьбе с нелегальной трудовой миграцией склонны скорее к усилению карательных санкций административного и экономического характера - штрафам, депортации и т.д. Учитывая высокий уровень коррумпированности среди чиновников и сотрудников правоохранительных органов, гастарбайтеры оказывались в еще более тяжелой ситуации.
В то же время неправительственные и международные организации решали проблему "с другой стороны" - обеспечивая защиту прав трудовых мигрантов, давая необходимый минимум юридической и правовой грамотности людям, стремящимся найти работу за рубежом.
Особо актуальной эта проблема стала для Южно-Казахстанской области, где в силу опять-таки географического и экономического положения, количество нелегальных мигрантов и транзитные потоки гастарбайтеров всегда были очень значительны.
Так, только в ходе последней полицейской операции "Мигрант", прошедшей осенью 2009 года с целью обнаружения нарушителей миграционного законодательства и иностранцев, незаконно находящихся на территории РК, в ЮКО было выявлено около 3 тыс. нелегалов - в основном граждан Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана (почти 20 процентов от общего количества нарушителей, выявленных по всей РК).
Общественное объединение "Сана Сезiм" с 2008 года организовало в Сайрамском и Сарыагашском районах Южно-Казахстанской области (районы массовой концентрации сезонных гастарбайтеров) центры по оказанию информационной поддержки, правовой и экстренной помощи в кризисных ситуациях трудящимся - мигрантам. В ОО "Сана Сезiм" разработали, издали и бесплатно распространяют ряд буклетов: "Карманный справочник трудящегося - мигранта", "Мигранту о его правах!", - которые являются своего рода инструкцией для иностранца, оказавшегося в Казахстане.
С начала деятельности центров за помощью и консультациями сюда непосредственно обратились уже свыше 2 тысяч человек.
Стоит отметить, что деятельность "Сана Сезiм" высоко оценивают и представители официальных учреждений. Так, в декабре 2009 года ОО "Сана Сeзiм", Управлением миграционной полиции ДВД ЮКО и Южно-Казахстанским областным центром СПИД был подписан меморандум о взаимном сотрудничестве по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИД среди трудовых мигрантов.
В январе 2010 года ОО "Сана Сeзiм" и Управлением по борьбе с организованной преступностью ДВД ЮКО подписали еще один меморандум - о взаимном сотрудничестве в области противодействия торговли людьми. Его целями является разработка и осуществление совместных мер по противодействию торговле людьми среди населения ЮКО, обмен информацией и опытом по эффективным учебным программам для соответствующих сотрудников и многое другое.
- Мы высоко ценим накопленный опыт и методы работы общественного объединения "Сана Сeзiм" в борьбе с торговлей людьми, правовом ликбезе среди нелегальных гастарбайтеров, обеспечении прав мигрантов, - говорит руководитель отдела информации и языковой политики департамента внутренних дел ЮКО Салтанат Каракозова. - В последнее время особую актуальность эта проблема приобрела и для жителей нашего региона. Участились случаи, когда граждане Казахстана в попытках трудоустроиться за рубежом, оказываются в настоящем экономическом, а то и сексуальном рабстве. Здесь очень важна профилактическая, информационная работа с населением, и программа "Сана Сeзiм" - одна из действенных мер такой работы.
Однако, по мнению самих сотрудников НПО взаимодействие неправительственных и государственных структур в данном вопросе должно переходить на более высокий качественный уровень. Необходима совместная разработка законодательных актов по защите и реабилитации пострадавших.
Обсуждению именно этого вопроса отводилось одно из главных мест на прошедшем семинаре.
К сожалению, реалии таковы, что даже в третьем тысячелетии нам нужен закон о торговле людьми. Или - закон "О работорговле", позволяющий эффективно бороться с данным явлением. Пусть лучше так, чем продолжит процветать работорговля, а мы будем бояться называть вещи своими именами.