Нурлан Орманбетов: Родину защищать – высокая честь!

Как они развиваются в Казахстане, сколько у нас на вооружении современных боевых самолетов и вертолетов? Что будет со старым парком, в котором сосредоточены сотни истребителей советской поры? На переплавку их отправят или отремонтируют и вернут в строй? Как и где обучаются наши военные летчики, какие условия созданы для них и членов их семей, в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” рассказал главнокомандующий Силами воздушной обороны РК генерал-лейтенант авиации Нурлан ОРМАНБЕТОВ.

Застать в штабном кабинете главкома Силами воздушной обороны – большая редкость. Генерал-лейтенант авиации Нурлан Орманбетов всегда там, где его подчиненные постигают науку побеждать: за облаками и на земле, в учебных классах, тренажерных залах, на взлетной полосе…

Мы встретились с ним в Астане после учений на полигоне “Мунке”, где экипажи новых боевых вертолетов Ми-35М совершали первые полеты. Летчики прошли переобучение по технике пилотирования и полноценно приступили к полетам по основному предназначению.

– Нурлан Секенович, как прошли полеты и в чем была их главная особенность?

– Экипажи новых боевых вертолетов Ми-35М выполняли полеты ночью с использованием очков ночного видения. При отработке полетных заданий применялись различные средства поражения – как неуправляемые ракеты, так и авиационные пушки… К полетам были привлечены высококлассные летчики-инструкторы, которые умело используют свой опыт для выполнения заданий высокой сложности и передают его молодым летчикам.

– Как показал себя новый Ми-35М? Сколько их на во­оружении в СВО и как наши летчики справлялись с полетными заданиями?

– Ми-35М оснащен современной навигационной системой и прицельным комплексом, который может днем и ночью, в любых погодных условиях применять как телевизионную систему прицеливания, так и тепловизионную. Вертолет существенно отличается от своего предшественника Ми-24, который ранее был на вооружении наших ВВС. Значительно возросла точность поражения целей, и сократилось время на их обнаружение и уничтожение. Летный состав с задачей справился на отлично.

– Военно-воздушные силы являются высокотехнологичным родом войск. Основная их задача – охрана и защита воздушных рубежей страны, прикрытие государственных, административных и военных объектов.

– Но кроме этого классического направления на нас возложено еще и выполнение боевых задач по авиационной поддержке других видов и родов войск. Участие в специальных и антитеррористических операциях. Для этого части военной авиации Сил воздушной обороны оснащены суперсовременными самолетами: истребителями-перехватчиками МиГ-31. На вооружении СВО и многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-27, фронтовые истребители МиГ-29, штурмовики Су-25. Эти авиационные комплексы, по оценкам ведущих специалистов многих стран, по своим аэродинамическим, летным и боевым характеристикам являются одними из лучших в мире. Кроме того, мы имеем военно-транспортные самолеты Ан-12, Ан-26, Ан-72, С-295, “Боинг-757”, вертолеты Ми-8, Ми-17В-5, Ми-171Ш, Ми-26, ЕС-145 “Еврокоптер” и UH1-II “Хьюи”. Эта техника способна выполнить поставленные задачи на значительном удалении от базы днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

Вооруженные силы Казахстана сегодня входят в тройку ведущих на постсоветском пространстве и, безусловно, являются лучшими в Центрально-Азиатском регионе. Такую оценку казахстанской армии дают эксперты.

Благодаря постоянной заботе со стороны Верховного главнокомандующего наш парк ежегодно пополняется новой авиационной техникой. Впервые за 25-летнюю историю суверенного Казахстана он пополнился военно-транспортными самолетами нового поколения С-295 компании “Airbus Military”. Казахстан стал первым государством – заказчиком этого самолета в регионе СНГ. На сегодняшний день мы получили 6 таких самолетов. К концу 2017 года в строй встанут еще два. Итого их будет восемь! В результате наша авиация будет способна выполнять переброску войск, вооружения и военной техники на любое стратегическое направление без промежуточных посадок для дозаправки топливом.

Впервые в истории Вооруженных сил нашей страны в 2015 году были приобретены самые современные боевые самолеты Су-30СМ. В том же году были приобретены новые транспортно-боевые вертолеты Ми-171Ш. Отремонтирована и модернизирована практически вся авиационная техника наших ВВС. Нами также приобретены беспилотные ударные летательные аппараты Wing Long.

– Зенитные ракетные войска предназначены для осуществления зенитной ракетной обороны и прикрытия объектов государственного и военного управления. Как дела обстоят на этом участке вашей ответственности? Какие, возможно, сложности у ЗРВ? Хватает ли боеприпасов, не просрочен ли их ресурс?

– Сейчас войска противовоздушной обороны оснащены зенитными ракетными комплексами дальнего действия – С-200, средней дальности – С-300ПС, С-75 и малой дальности – С-125 М-К различных модификаций, системами “Круг” и “Куб”, которые способны уничтожать современные самолеты и крылатые ракеты во всем используемом диапазоне высот и скоростей. Огневая мощь ЗРВ, способность применения высокоточного оружия продемонстрированы на всех проводимых тактических учениях, где была дана высокая оценка выучке и мастерству наших боевых расчетов. Во взаимодействии с пограничной службой КНБ и органами воздушного движения войска ПВО ведут круглосуточный контроль над использованием воздушного пространства.

– Солдаты срочной службы призываются в СВО или только военнослужащие по контракту проходят здесь службу?

– Солдаты срочной службы успешно осваивают военные специальности и наравне с военнослужащими по контракту выполняют сложные задачи в ходе учений, проявляя при этом усердие в исполнении служебных обязанностей, старательно овладевая боевой техникой.

– Что происходит с устаревшей техникой? В Талдыкоргане, к примеру, было сосредоточено много самолетов, выведенных еще из Афганистана. Что будет с ними? Переплавят или вернут в строй?

– Действительно, в Талдыкоргане еще имеются на хранении самолеты советского периода. Они надежно законсервированы. В Вооруженных силах планируется создать базу хранения, где устаревшая авиационная техника будет содержаться на специальном хранении, но при возникновении каких-либо угроз извне сможет выполнять боевые задачи.

– “Кто не летает, тот не падает и воевать не умеет как следует” – так говорят военные летчики. Происшествий, связанных с гибелью пилотов, было немало, к великому сожалению. Какую помощь от государства получили семьи погибших летчиков? Обеспечены ли жильем?

– Прежде всего, должен сказать, что военная авиация по технике и вооружению является наиболее технологичным и сложным видом наших Вооруженных сил. Да, действительно происшествия с гибелью летчиков бывают. Причины разные – и человеческий фактор, и отказ техники. Бывают ситуации, когда приходится спасать себя и машину, – ведь это техника. Семьи погибших летчиков обеспечены всем, согласно законодательству Республики Казахстан, – жильем, выплатами, несовершеннолетние дети пенсионным обеспечением. Мы всегда чтим память погибших.

– В астанинском кабинете вас не застать, вечно в разъездах по войскам. Как семья к этому относится? Что пожелаете с высоты своего жизненного опыта молодежи?

– Моя семья всегда со мной. Как у всех военных, родные ждут меня с нетерпением, понимают. Шестеро внуков уже у меня. А пожелать нашей молодежи хочу здоровья, благополучия и больших свершений. Обязательно добиваться своей цели. Легких путей не бывает.

– Жизненное кредо генерал-лейтенанта авиации Нурлана Орманбетова?

– Никогда не сворачивать с намеченного пути. Добиваться поставленной перед собой задачи во что бы то ни стало.

– Чего бы в жизни вы никогда не сделали, не допустили?

– Предательства. А еще глупости.

– Чем по-настоящему гордитесь?

– Своей страной, Президентом, родителями, семьей, друзьями. Горжусь своими дочерьми. Рад, что стал военным летчиком, что мне выпала в жизни такая высокая честь – Родину защищать!

Астана