Как сообщила М. Махмутова, PPRS принял участие в исследовании на тему “Бюджет, открытый для понимания общества и дискуссий”, организованном Центром приоритетов бюджетной политики (США) и проведенном в 36 странах мира. В частности, была произведена экспертная оценка документов, которые правительство предоставляет при рассмотрении бюджета в парламенте, при его утверждении, исполнении, мониторинге и отчетности.
Для Казахстана и Азербайджана было проведено дополнительное исследование. “Так как эти страны имеют сырьевую направленность, и экономический рост во многом обеспечивается за счет высоких цен на нефть”, - пояснила М. Махмутова. При этом бюджетные модели двух государств сравнивались между собой и со стандартами МВФ.
Как отметила М. Махмутова, в Азербайджане процесс подготовки бюджета более прозрачен: предоставляется больше информации, правительство публикует проект бюджета. “Во время передачи в парламент проекта бюджета, правительство предоставляет депутатам толстые тома, где представлена вся информация, в том числе и об исполнении бюджета за прошлые годы”, - сказала директор центра. “Эту практику необходимо перенести и в Казахстан”, - считает она.
В то же время, по мнению М. Махмутовой, в Казахстане лучше поставлен процесс мониторинга исполнения бюджета. “Отчетность ежемесячно публикуется на общедоступном сайте министерства финансов”, - подяснила она.
Среди общих проблем двух государств М. Махмутова назвала отсутствие информации об активах, которые не отражаются в бюджете. Очень мало информации по Национальному фонду. “Возможно ситуация будет меняться, так как с 2005 года Нацфонд становится частью бюджетной системы”, - заметила она. Кроме того, не предоставляется информация о налоговых расходах, так называемые налоговые льготы, нет информации о финансовых и нефинансовых активах правительства, о базе фискальной информации, структуре долга.