Ножик, он для души!

Парадоксально, но побудить продавцов к диалогу оказалось делом весьма непростым. Одним рассуждать на темы кузнечного ремесла строго-настрого запретило их руководство, а другие скромно помалкивали, так как сами не особенно разбирались в предмете. Однако пообщаться с гостями нам все же удалось.

Каждый мастер делает что-то свое

На наши вопросы ответил менеджер одной из мастерских города Ворсмы Николай АНДРЕЕВ.

– Сейчас существует огромное количество различных видов сталей для ножей как российских, так и импортных. Как вы с ними конкурируете?

– Большинство этих сталей – инструментальные. Сейчас востребован инструмент. Рез камня, рез металла. Но мы больше стараемся делать что-то свое. Например, изготавливаем ламинированную сталь. Когда полоса из очень твердой высокоуглеродистой стали вставляется в середину клинка, а по бокам – полосы из более мягкой. Так называемый бутерброд, в котором кусок колбасы – высокоуглеродистая сталь – находится между двумя кусками хлеба. Такой нож наиболее прочен, он выдерживает большие нагрузки на боковой излом при хороших режущих качествах.

– Вокруг дамасских и булатных клинков ходит много легенд, а что такое вообще дамаск и булат?

– Так называются не металлы, а технология. Дамасская сталь получается методом кузнечной сварки, когда несколько сортов сваривают между собой. Куют вручную или же механическим молотом – неважно. А булатную сталь плавят (кузнецы говорят – “варят”) в закрытом тигле. Методом тигельной плавки. Какие сорта стали туда положишь, те и будут вариться. На клинке из дамасской стали видны четкие полосы, а на булатном – слегка расплывчатые некрупные сероватые пятнышки.

– Булат куют?

– Да, сначала варят, а потом куют.

Конфетка или наоборот

– На наш вопрос, что такое нож – оружие или инструмент – кузнец Дмитрий ГОРБУНОВ ответил, что в первую очередь это инструмент:

– Какая сталь, какая рукоять – это покупатель сам для себя решает. Нож выбирают для души!

– Какими качествами должна обладать ножевая сталь?

– Твердостью (ее измеряют по шкале Роквелла), удержанием режущей кромки – устойчивостью к образованию сколов и трещин на лезвии. Сопротивлением к коррозии, сохранением остроты, устойчивостью к затуплению и образованию заломов на кромке. Но, к сожалению, даже ультрапремиальные сплавы не могут обладать идеальным сочетанием всех этих характеристик.

– Можете вкратце охарактеризовать самые дорогие и рейтинговые сплавы?

– Стали ультра-премиум и премиум-класса, получаемые методом порошковой металлургии. Это австрийские м-390 и Vanadis-10, японская ZDP-189, американская CPM S110V, CTS-XHP и CPM S35VN, австрийско-шведская “Elmax”…

Все эти стали с уже заданными свойствами получают промышленным методом.

– Какая ваша любимая?

– Булат.

– Его свойства лучше, чем у всех этих ультрапремиальных и премиальных импортных сталей или нет?

– Если смотреть в совокупности, то булат может их превзойти. Как правило, у порошковых сталей – высокая твердость, большая степень удержания режущей способности и прекрасный рез. Но они плохо переносят боковые нагрузки на излом. Но потребители сами выбирают то, что им нужно.

– Вы лично изготавливаете булатные клинки?

– Да. Технология весьма трудоемка и сложна. Я варю булат из 5–6 видов металла, смешиваю всё в однородную массу, и она варится в тигле неделю. Надо следить, чтобы она не насытилась углеродом. Иначе булат станет очень хрупким и превратится в труху. Далее клинок выливается, ему придают форму, обтачивают и закаливают. Из любого металла можно сделать конфетку или, наоборот, какашку.

Булат – это композит. Его варят из твердых видов стали с высоким содержанием углерода (1,2–15 процентов) и из мягких, в которых углерода немного (0,5–0,7 процента).

Сплав в итоге получается одновременно и твердым, и пластичным. Очень важен и процесс закалки. Ведь при перекале нож может просто расколоться, словно стекло.

– Какая сталь лучше выдерживает боковые нагрузки – булат или дамаск?

– По моему мнению, булат лучше. При высокой твердости 62–63 единицы по шкале Роквелла он более эластичен.

– Чем затачивать ножи из булата?

– Я всегда говорю, что затачивать должен мастер-профессионал. Если человек сам хочет, то ему это надо делать без фанатизма. Иначе всё испортит. Точат на мелкозернистом брусочке, на алмазе. Но очень аккуратно.

Мои булатные ножи надо только подправить с водичкой. Угол заточки – 30–35 градусов.

– Ваши самые дорогие клинки из какой стали?

– Из булата.

– Бывает, что покупатель чем-то недоволен?

– Очень редко. Но я считаю, что каждый мастер должен себя уважать. И если претензии покупателя обоснованны, то поменять изделие. Естественно, бесплатно!

АЛМАТЫ