А ведь в мире существуют другие источники получения денег на дороги, которые в Казахстане почему-то не используют. Например, в сторонке остаются страховые компании, которые получают баснословные прибыли, но никак не хотят ими делиться!
Идея акима южной столицы, как говорится, на миллион! Он решил поставить на счетчик всех алматинцев, которые ездят по дорогам. И даже прейскурант за это удовольствие уже был озвучен. Так, проезд по Восточной объездной дороге в Алматы будет стоить 10 тенге.
– Вопрос, который мы изучаем, это платный въезд в город. Первый проект, который сделаем, – это Восточная объездная дорога, Аль-Фараби и Саина. Въезд будет стоить всего 10 тенге. Если кто-то въезжает, не обязательно с Кульджинки, а, например, с Фурманова или с Сейфуллина на Аль-Фараби, это сразу фиксируется. Если выехал, снова заехал, то снова фиксируется. Предусмотрены определенные льготы для определенных категорий, которые живут вблизи этих трасс, инвалиды и так далее, – заявил Ахметжан Есимов.
О компании, которая займется сбором денег, хочется сказать отдельно. Некая австрийская фирма установит спецоборудование и будет получать прибыль, ну или, говоря языком чиновника, окупать свои расходы. Представьте себе, сколько денег будет капать ежедневно! Ранее чиновники из Алматинского акимата сообщали, что в среднем по проспекту Аль-Фараби в сутки проезжает 180 тысяч авто, вот и считайте: каждый день граждане будут отчислять почти два миллиона тенге!
Чиновники пояснили: 50 процентов полученных денег будет уходить компании, а вторая половина – акимату, на нужды города.
И эксперты, и простые алматинцы встретили эту идею в штыки. Даже самые сдержанные не скрывали эмоций: делать улицы, построенные за наш счет, платными – нонсенс!
– Я не знаю, кто эту идею придумал, но это странно, не может городская дорога быть платной, – говорит вице-президент КазНИИ транспорта и коммуникаций по программам Александр БОГДАНЧИКОВ. – Когда говорят о введении платы на улице Саина, проспекте Аль-Фараби, Восточной объездной дороге, это подрывает сам принцип их работы: их сделали, чтобы вывести основные потоки машин из города. Давайте теперь сделаем их платными и опять загоним машины в город! Я не могу поддержать эти идеи с точки зрения транспортного планирования. Любая платная дорога подразумевает бесплатную альтернативу: у человека должен быть выбор. Если его нет, то это нарушение конституционных прав. Ту же самую “Восточку” построили на наши с вами деньги, а теперь говорят – плати!
Не поддерживает идею и глава Независимого союза автомобилистов РК Эдуард ЭДОКОВ:
– Проспект Аль-Фараби – одна из крупнейших автомагистралей, востребованная и, конечно же, загруженная. И если эту магистраль сделают платной, то получат еще большие пробки. Какой смысл?
Ситуация с финансированием дорожного строительства и ремонта напряженная по всей стране. Но только в Алматы рискнули предложить такую идею. Зато на республиканских трассах введение платы уже потихоньку начинают “обкатывать”. Похоже, что чиновники пока придумали лишь один способ пополнения бюджета – введение платных дорог. Ведь где-то да нужно брать деньги!
Как сообщили в Министерстве транспорта и коммуникаций РК, только на содержание автодорог требуется около 150 миллиардов тенге. При этом в налоговую “копилку” от водителей в виде транспортных налогов в год собирается в среднем всего 29 миллиардов тенге. А ведь необходимо строить, реконструировать и ремонтировать существующие автодороги…
– Чтобы содержать дорожные пути исключительно за счет налогов, налог необходимо повысить минимум в 5 раз, – сообщили в Минтранскоме.
Но эта мера наверняка вызовет недовольство автовладельцев. Поэтому эту идею даже не рассматривают.
А ведь в мире существует множество примеров, как можно пополнять казну. Но почему-то у нас эти возможности не используются.
Во многих странах в улучшении дорог и безопасности на них активно участвуют страховые компании и фонды. Так, например, в соседней России страховщики должны отчислять два процента от своих сборов с обязательного страхования автогражданской ответственности на транспорте (ОСАГО) на безопасность дорог. А недавно российские власти подняли вопрос об увеличении отчислений в 10 раз!
А что у нас? Граждане, владеющие транспортом, обязаны отчислять суммы по гражданско-правовой ответственности (ГПО), размер которых составляет в среднем 20 тысяч тенге в год. При этом страховщики вообще не обременены какими-либо обязательствами, кроме выплат при наступлении страхового случая. Все остатки после выплат – это чистая прибыль компаний, и она составляет почти 300 процентов! По крайней мере, так говорят данные Агентства РКпо финансовому надзору.
Мы подняли статистику и вот что увидели: в прошлом году 35 страховых компаний, которые занимаются ГПО владельцев транспортных средств, собрали 25 миллиард 755 миллионов тенге. За этот же отчетный период были произведены выплаты по страховым случаям в размере 8 миллиардов 516 миллионов тенге – это в три раза меньше, чем было собрано.
В общем, наши страховые компании не бедствуют. И оплачивать хотя бы два процента из своих сборов им вполне под силу. Вклад в безопасность дорог даже при таком минимальном участии может составить около полумиллиарда тенге в год. Мы посмотрели нормативы финансирования ремонта и содержания автодорог в Казахстане. Средняя стоимость содержания одного километра дорог по нормативу составляет 300 тысяч тенге. Представьте, даже на минимальные отчисления страховых компаний можно было бы содержать в порядке без малого 2 тысячи километров дорог.
Но готовы ли страховые компании делать такие отчисления? Об этом мы спросили страхового омбудсмена Виталия ВЕРЕВКИНА.
– У нас страховые компании не делают отчислений в бюджет, они платят налоги и делают страховые выплаты. Вопрос вот в чем: брать деньги – дело нехитрое, но нужен контроль, – ответил он. – Я за то, чтобы страховые организации участвовали в финансировании проблемных участков дорог, например, в Алматы можно было бы поставить светофор на перекрестке Гагарина – Виноградова. Это было бы выгоднее, чем оплачивать страховые случаи, которые там постоянно возникают. Но как такового взаимодействия между страховщиками и той же дорожной полицией нет. Страховщики могут начать разговор с местными властями по вопросу о помощи. Заключить меморандум. Это здравая идея. А просто делать отчисления и не понимать, как они расходуются? Я – против. Если за мой счет кладут дорогу, которая рассыпается через полгода, я не хочу за это платить. Научитесь рационально расходовать деньги. Тогда посмотрим…
Однако, как мы выяснили, идея привлечь страховые компании не так уж и фантастична. Аналитики Министерства транспорта и коммуникаций всерьез задумались над такой возможностью сбора денег.
Есть и другие варианты пополнения бюджета на дорожные нужды. Так, в некоторых странах в статью на содержание дорог капают денежки от крупных молов и торговых центров, расположенных вдоль главных трасс.
Некоторые крупные торговые центры за свой счет возводят развязки, строят трассы, дополнительные подъезды, чтобы разгрузить город, и заодно облегчить доступ покупателей в свой магазин. Это и понятно: они являются центрами притяжения и загружают дорогу, провоцируя пробки. У нас же пока дело ограничивается только организацией парковки, да и то не везде. Хотя в Казахстане уже появились торговые гиганты, которым под силу выполнять и социальную роль в вопросе дорожного строительства. Мы обратились в крупные торговые центры с вопросом, готовы ли они отчислять процент на содержание дорог хотя бы в районе их локализации? Но ответа пока не получили.
Возможно, если бы и страховщики, и крупные торговые центры приняли на себя хотя бы минимальные обязанности, горожанам не пришлось бы платить за проезд по городским дорогам, как предложил аким Алматы Ахметжан Есимов.