Министерство транспорта Казахстана собирается строить шлюз на реке Иртыш и новый речной порт для увеличения объема грузоперевозок водным транспортом, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Таким образом, согласно данным ведомства, ежегодно по Иртышу планируется перевозить около 2,5 миллиона тонн различных грузов. В то время как в уходящем году уже было перевезено 1,6 миллиона тонн по казахстанским рекам, причем 90 процентов из них также пришлось на Иртышский бассейн. При этом грузопоток между Казахстаном и Россией составил лишь 260 тысяч тонн, несмотря, как уверяют экономисты, на потенциал этого маршрута.
Одной из причин недостаточного использования Иртыша как транспортного маршрута является неполноценная инфраструктура и флот. С другой стороны, в предыдущие несколько лет Казахстан активно занимается обновлением этой инфраструктуры, чтобы увеличить объем перевозок в несколько раз.
Любопытно, что раньше Иртыш был оживленной транспортной артерией, через которую активно перевозились строительные материалы, лес, хлеб, соль, рыба и другие товары как внутри страны, так и по направлению в Китай. Но со временем использование этого маршрута сократилось. Поэтому строительство нового шлюза на Иртыше и развитие речного транспорта на заблокированных участках реки может стать серьезным шагом для восстановления транзитного потенциала.
Однако на сегодняшний день существует ряд проблем, которые необходимо решить до начала реализации предполагаемой задумки. В частности, Иртыш продолжает мелиться и сужаться из-за незаконного извлечения песка из его русла. Во-вторых, экологическая система реки достаточно уязвима, постепенно деградирует и нуждается в объединении усилий всех трансграничных государств, через которые протекает река, для согласованных совместных действий по сохранению и поддержанию ее биосистемы.
А пока что на территории Казахстана для поддержания водных объектов бассейна Иртыша в нормативном состоянии, как сообщил корреспонденту Caravan.kz руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО Мурат Кусаинов, проводится ряд природоохранных мероприятий. В том числе установлено 2621,51 километра водоохранных зон и 9528,52 километра водоохранных полос.
Между тем, если все сложится успешно, то новый судоходный маршрут, по мнению экспертов, позволит не только увеличить объем торговли для Казахстана, но и расширить географию поставок грузов в регионе. Кроме того, развитие водного транспорта будет более экологически устойчивым вариантом перевозок, что позволит снизить загрязнение и давление на уже существующие транспортные маршруты.
Также не стоит забывать и о том, что в будущем Иртыш может стать не только транспортной артерией, но и источником развития туризма и рекреации в регионе. Река предлагает потрясающие возможности для рыбалки, рафтинга и других водных видов активного отдыха, что может привлечь больше туристов и разнообразить экономику Казахстана.
Астана