Станет ОСМС новой системой поборов и вычетов из наших зарплат или гарантией достойной жизни – интересуемся мнением специалистов.
Сегодня на вопросы корреспондента “КАРАВАНА” отвечает доктор медицинских наук, профессор, президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины (КАРМ) Вячеслав ЛОКШИН.
– Вячеслав Натанович, каково ваше отношение к созданию такого института, как обязательное социальное медицинское страхование?
– В наше время медицина становится все более дорогостоящей, технологически и наукоемкой, так что ни одно государство не в состоянии полностью обеспечить своих граждан квалифицированной современной помощью. Поэтому необходимо участие самих граждан в виде страхования, когда фактически здоровый платит за больного. ОCМС – это система гарантий. Большая часть населения мира для этого платит либо налоги, либо самостоятельные страховые медицинские взносы.
Государство при этом сохраняет гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, на который идут деньги из бюджета. А работодатели и граждане обеспечивают страховой фонд, благодаря которому появляется возможность расширить спектр медицинских услуг, лекарственного обеспечения, подтолкнуть к развитию здравоохранение, а может быть, даже и медицинскую науку. То есть основная цель создания такого фонда – развитие солидарной ответственности за укрепление здоровья граждан.
– В фонде будут аккумулироваться огромные деньги. И граждан волнует: достаточно ли рационально они будут использованы, кто ими будет управлять и контролировать процесс?
– Планируется собирать до одного триллиона тенге в год... А управлять будет Фонд страхования, он будет подотчетен министерству здравоохранения и социального развития и наблюдательному совету, в который войдут руководители министерства финансов, национальной экономики, Национального банка.
– Но каждый отдельный гражданин не сможет же отследить, на что расходуются деньги? Это и волнует.
– Почему не сможет? Сможет, оценивая ту помощь и качество услуг, которые будет получать. Будет рассчитана их оптимальная стоимость, согласно тарификатору. И попадая в больницу или поликлинику, вы сможете увидеть весь спектр услуг. И уже не нужно будет доплачивать или класть в карман ни в государственной, ни в частной клинике, потому что все будет обеспечено вашей страховкой, кроме разве что косметологии или стоматологии.
– Как вы себе представляете идеальный вариант системы медстрахования?
– Идеальной системы вообще не бывает, потому что даже в самых развитых странах, таких как США, где на здравоохранение тратится 17 процентов их огромного ВВП, чуть ли не 50 миллионов граждан не имеют страховки. Президент Обама предложил создать систему, по которой эти граждане могли бы получить доступ к медицинской помощи. Интересная практика во Франции. Там вообще социализм. Медицинское обслуживание и страхование обеспечиваются абсолютно всем гражданам за счет налогов. Но и налоги там собирают до 40 процентов от зарплаты. Поэтому пути бывают разные. В Израиле существуют больничные кассы, в которые люди платят страховые взносы.
Единственное, что несколько пугает, это то, что будет единый фонд. И, конечно, очень многое зависит от того, кто будет им руководить. Я, например, не очень понимаю, как страхование возможно без конкуренции между страховыми компаниями, потому что страховая компания всего одна. Но что радует, клиники и поликлиники будут оказывать помощь вне зависимости от форм собственности – и частные, и государственные. Это создаст конкурентную среду между медицинскими организациями и повысит качество услуг. Если, допустим, в государственном учреждении будут что-то там вымогать, то будем ходить в частные.
– А могли бы эти страховые деньги аккумулироваться на частных счетах самих граждан?
– Ну нет, конечно. Это же абсурд! Один человек вообще никогда не болеет, а другому потребуется, например, дорогостоящая трансплантация органа. И тогда тот, кому нужна трансплантация, вообще не сможет расплатиться. О какой взаимопомощи и страховке тогда может идти речь?
Но должны быть, наверное, и какие-то стимулы. Если человек проходит обследования, занимается собой или здоров в силу своей генетики и ему незачем, допустим, 3–4 года обращаться к медикам, может быть, таким надо снизить этот взнос в качестве стимула. А так у одного накопится большая сумма и он не будет ее расходовать, а другой будет лечиться и у него вообще не будет денег. Тогда кто за него будет платить?
– А какие могут быть стимулы?
– Например, если человек здоров и при профосмотре у него не обнаружено заболеваний, то на следующий год он мог бы платить меньший взнос. А у кого много заболеваний, тот платит столько же, сколько и прежде. Как премия в автостраховании. Если мы свой автомобиль в течение года не бьем, то на следующий год нам уменьшают размер страхового взноса, потому что с нами меньше рисков.
– В нынешней системе ОСМС такой пункт не предполагается? Такую статью надо дополнительно вносить?
– Да, можно дополнительно. Ну надо начать, а там будет видно. Очень многое еще изменится. А начинать нужно однозначно, потому что денег не хватает на достойное медицинское обеспечение.
– Не получится ли, как с упразднением детских поликлиник? Сначала их закрыли, система семейных врачей не сработала, и теперь снова планируем восстанавливать? Вас это устраивает?
– А что делать? Давайте представим, что происходит, если не внедрять ОСМС? Вы приходите в больницу, там чаще всего какие-то неофициальные платы, ищете врача, договариваетесь или покупаете добровольную страховку, или отправляетесь за рубеж, потому что здесь вас что-то не устраивает. И не дай бог в таком случае заболеть! И я, как пациент, начинаю понимать, что медсестра, которая зарабатывает 70 тысяч тенге в месяц, санитарка – 40–50 тысяч, или врач – 120 тысяч, они не очень-то и хотят, не заинтересованы мне помочь. Такого нет нигде в мире!
Мы не должны отставать от всего цивилизованного мира. А страховые деньги должны как-то улучшить состояние нашей медицины. Конечно, налоги никому не хочется платить – ну а что делать? Какой есть альтернативный вариант?
– А почему стало возможным качественное медобслуживание в германской, французской или израильской модели?
– Ну у них и ВВП, и налоговая база больше. Там граждане при получении зарплаты чуть ли не 40–50 процентов отдают в качестве налогов. А у нас подоходный налог всего около 10 процентов, и 10 процентов в пенсионный фонд идет. Еще по-божески.
– А почему вы уверены, что при такой системе улучшится медобслуживание и люди перестанут лечиться за границей?
– Я думаю, кто хочет, тот все равно поедет. Но уверен в системе, потому что будет контроль страховой компании. Если пациент будет недоволен или ему пришлось что-то заплатить еще из своего кармана, то он выразит свое недовольство. И страховая компания не оплатит лечебному учреждению за такое обслуживание. Пару-тройку раз оштрафует, и там поймут. А если клиника сполна получает свои деньги, то она может тратить их и на зарплату, и на оборудование, и на капитальный ремонт, строительство, и на всё, что угодно.
– А если она не будет использовать эти деньги на развитие?
– Тогда может настать время, когда ей просто отменят аккредитацию и не дадут возможности оказывать услуги. И больной пойдет в ту больницу, которая лучше. А те клиники, которые этой конкуренции не вынесут, просто развалятся.
– То есть страховые деньги пойдут в то медучреждение, в которое человек обратился?
– Конечно.
– Дело в том, что сами медики опасаются: страховая компания, которая будет контролировать медучреждения, всегда найдет, за что зацепиться, и надо или не надо будет штрафовать, потому что заинтересована в пополнении средств на собственное содержание. Как избежать этого?
– Не знаю. Это сложный вопрос. Но будут же наблюдательный совет и какие-то независимые директора. Да, это проблема, на самом деле.
– Фонд – дорогостоящая структура?
– А что делать? Какие есть варианты?
– Вы сами за или против создания ОСМС? Всё ли вас устраивает?
– Я за введение медицинского страхования давно, потому что вижу, как еле-еле развивается наше здравоохранение: в технологии еще средства вкладывают, а человеческий фактор вообще остается без внимания. Зарплата медицинских работников – одна из самых низких сегодня в стране. Это неправильно. Врачи во всем мире должны получать достойную зарплату. И эта наша привычка дополнительно брать деньги с пациентов должна уйти в небытие. Я очень надеюсь, что страховая медицина устранит все эти вещи.
АЛМАТЫ