Новые реалии евразийской инициативы

– Что стало причиной данного предложения и в каких условиях это происходило?

– Как известно, выступление Назарбаева, где он впервые озвучил идею создания Евразийского союза, состоялось в марте 1994 года в стенах Московского государственного университета. Данный период в истории постсоветского пространства характеризуется усугублением дезинтеграционных тенденций, что оказывало негативное влияние на состояние дел и в нашей экономике.

Дело в том, что, получив в наследство от СССР командно-административную, слабо связанную изнутри экономику, респуб­лика наиболее полно ощущала на себе последствия от разрушения общесоюзной.

К примеру, в плане хозяйственных связей Северный и Центральный Казахстан, игравшие ключевую роль в экономике КазССР, были больше связаны с Южной Сибирью России. В результате в начале 1990-х, когда некогда единая экономическая ткань советских республик была разорвана, индустриальная отрасль столкнулась с острейшим кризисом.

Углубляющийся разрыв экономических связей не смогло остановить и недавно созданное Содружество независимых государств. Как отмечает в своем выступлении Президент Казахстана, на тот момент из принятых более чем 400 соглашений в рамках СНГ почти ничего не действовало. В данных непростых условиях и родилась идея создания качественно нового интеграционного объединения, которое должно было обеспечить реальное сближение экономик постсоветских государств.

Общий рынок

– Спустя годы можно ли говорить, что Евразийское сообщество состоялось? Если да, то по каким параметрам об этом можно судить?

– Являясь наиболее глубокой формой региональной интеграции на постсоветском пространстве, ЕАЭС на сегодняшний день укрепляет свою субъектность и стремится играть более активную роль на международной арене. Евразийская интеграция: от идеи до реализации

С одной стороны, медленно, но верно движется к созданию общих рынков и по-настоящему единого экономического пространства, постепенно снимая барьеры на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Так, к 2025 году планируется сформировать общий рынок газа и нефти и единый электроэнергетический рынок.

Кроме того, евразийская “пятерка” работает над созданием единого транспортного, общего информационного пространства и планирует координировать свои промышленные политики.

Параллельно формируется финансовый рынок. Это означает, что в перспективе ЕАЭС будет вбирать в себя все новые сферы регулирования, что может сделать его одним из крупных региональных центров в мировой экономике наподобие ЕС.

С другой стороны, Евразийский экономический союз расширяет сотрудничество с третьими странами и другими интеграционными объединениями. В целом к заключению соглашений о свободной торговле проявляют интерес около 50 стран. Особо следует отметить идею сопряжения ЕАЭС с китайской инициативой “Пояс и путь”.

– Однако есть и проблемы, о которых часто говорят эксперты?

– Да, вместе с тем с ужесточением внешнеэкономической конъюнктуры во взаимоотношениях стран – членов ЕАЭС на первый план выходят конкуренция и защита собственных интересов. Об этом свидетельствуют сохраняющиеся многочисленные препятствия во взаимной торговле. Это затрудняет переход к более глубокой фазе интеграции, в связи с чем реальные сроки начала функционирования общих рынков в различных сферах могут сдвинуться.

Свое негативное влияние на ЕАЭС оказывают санкции, введенные Западом против России, которая становится источником “шоков” для других стран объединения.

Таким образом, на современном этапе евразийская интеграция переживает новый, более сложный этап в своем развитии. Существующие проблемные вопросы, хотя и не угрожают напрямую стабильности ЕАЭС, но определенно будут играть сдерживающую роль.

Эффект интеграции

– Насколько данное сообщество влияет на нашу реальную жизнь?

– Членство в ЕАЭС оказывает значительное влияние на экономику Казахстана, а значит, и на жизнь рядовых граждан, хотя основная часть населения не всегда соотносит изменения во внутренней экономической обстановке с работой объединения.

Наибольшие же эффекты, причем как негативные, так и позитивные, все-таки получают отечественные экспортеры и предприниматели, вовлеченные во внешнеэкономическую деятельность.

Так, казахстанский бизнес открыл для себя возможности работать на общесоюзном рынке по более упрощенным процедурам и экономить на перевозках. В то же время обратной стороной стало усиление конкуренций на внутреннем рынке Казахстана, к чему некоторые предприятия и отрасли оказались не готовы.

– В Российской Федерации к ЕАЭС, по данным ВЦИОМ, относятся положительно. Прежде всего респонденты считают позитивным влияние союза на развитие экономики, улучшение условий жизни, появление более дешевых и качественных товаров и увеличение количества рабочих мест. А проводятся ли в нашей стране подобные исследования и каковы их данные?

– К сожалению, не могу ответить на данный вопрос. Лучше обратиться по этой теме к социологам.

Не допустить геополитизации процесса

– Можно ли описать сценарии дальнейшего развития ЕАЭС?

– Дальнейшее развитие евразийского проекта будет зависеть от того, смогут ли его члены совместно реализовать задачи по технической и технологической модернизации своих экономик. На сегодняшний день в структуре экспорта ЕАЭС по-прежнему преобладают сырье и продукция первичного передела, на долю которых приходится более 60 процентов общего объема поставок.

Другим важным приоритетом на повестке дня выступает недопущение геополитизации проекта.

Очевидно, что продолжающееся ухудшение отношений между Россией и Западом ставит в сложную ситуацию остальных членов союза, которые хотели бы видеть его как высокофункциональную и аполитичную экономическую организацию. Торговые войны, падение тенге и долгие переговоры с Западом - что может произойти с ЕВРАЗЭС в этом году

И, наконец, для получения значительного интеграционного эффекта перед участниками ЕАЭС стоит решение главной задачи, связанной с устранением нетарифных барьеров и созданием зон свободной торговли с третьими странами.

– Нужно ли информационное продвижение союза и каким оно должно быть?

– Новые реалии интеграции требуют популяризации процессов евразийской интеграции. Правительствам государств – членов ЕАЭС требуется разработать механизмы по укреплению имиджа экономического союза. Другой актуальной задачей для казахстанских властей видится совершенствование системы взаимодействия с отечественным бизнес-сообществом. К примеру, целесообразным является организация работы специального информационного ресурса, куда казахстанские предприниматели могли бы обращаться с проблемами доступа на рынок ЕАЭС и получать правовые консультации.

АЛМАТЫ