На сегодня Европейский Союз столкнулся с рядом вопросов, которые могут существенно замедлить его развитие.
К числу наиболее значимых факторов, влияющих на функционирование ЕС и ее институтов можно отнести следующие:
- энергетический вопрос;
- демографическая ситуация;
- трудовая занятость;
- экономический вопрос /выравнивание экономик стран-членов ЕС/;
- единая конституция.
Энергетический вопрос
"Ахиллесовой пятой" ЕС является энергоснабжение и все, что с ним связано. Принимая во внимание все те трудности, с которыми сталкивался Европейский Союз, в стенах Еврокомиссии была разработана и утверждена так называемая "Зеленая бумага" (Green Paper), которая стала новой стратегией ЕС по развитию энергетического сектора региона до 2025 года.
"Зеленая бумага" начнет реализовываться с 1 июля 2007 года. В рамках программы предусмотрено право потребителей ЕС на выбор поставщика электроэнергии и газа из ЕС. Также создается единая информационная система о запасах газа и нефти стран-членов ЕС.
Демографическая ситуация
В последние несколько лет в странах ЕС отмечается устойчивая тенденция старения населения. По информации "Инициативы открытого общества для Европы" (Open Society Initiative for Europe) соотношение работающего населения и пенсионеров (то есть тех, кому за 60), составляет 5 к 1.
Европейские народы начинают постепенно "стареть", и если не предпринять мер по привлечению иммигрантов на территорию ЕС, то его будущее может оказаться и не столь безоблачным. В результате на сегодня ЕС сталкивается с проблемой миграции и теми возможными последствиями политического, экономического и социального характеров, которые могут стать спутниками проводимой ЕС миграционной политики.
Трудовая занятость
Расширение ЕС способствует упрощению процедур для передвижения трудовых мигрантов. Люди трудоспособного возраста в поисках заработка начинают переезжать из одной европейской страны в другую.
Вместе с тем в странах ЕС наблюдается рост безработицы, который связан с масштабными антикризисными программами реструктуризации многих европейских корпораций, где одним из первоочередных шагов является сокращение штата.
Другим не менее значимым вопросом является перенос европейскими компаниями своих производств в страны, обладающие более дешевой рабочей силой (в основном в Китай и Индию, а также некоторые страны Восточной Европы). Эти факторы стали основными аспектами, влияющими на уровень безработицы.
Так, с 2001 г. в странах Европейского Союза отмечается стабильный ее рост.
По данным Eurostat, в 25 государствах-членах ЕС уровень безработицы в августе 2005 г. с учетом сезонных колебаний составил 8,7% (что на 0,1% больше аналогичного показателя за предыдущий месяц).
И хотя с 2007 года рынок труда ЕС будет разделен на несколько сегментов, это обстоятельство не явится "спасательным кругом" для стран Европы.
Экономический вопрос/выравнивание экономик стран-членов ЕС/
В связи со значительными изменениями в составе членов Европейского Союза, крупные европейские страны использовали свой экономический потенциал для постепенного выравнивания экономик новых членов ЕС.
Это, в свою очередь, дало импульс развитию экономик новых стран-членов, а с другой стороны затормозило поступательное движение всего Союза в целом, и развитие стран-лидеров в частности.
Вполне вероятно, что при условии непринятия в ближайшие 7-10 лет новых членов в состав сообщества, ЕС сможет по большому счету выровнять экономики отстающих стран и восстановить свои позиции.
Единая конституция
Если в начале своего существования Евросоюз позиционировался как экономическая организация (так как дискуссии вокруг приема в ЕС новых стран проходили в основном по экономическим вопросам), то уже сегодня становится очевидным, что ЕС является куда больше политическим образованием.
Будущее Европейского Союза будет зависеть от его организационного развития.
В первую очередь, это касается вопроса о Евроконституции. Во второй половине 2006 года издание Еврокомиссии "Евробарометр" опубликовало итоги опроса общественного мнения, зафиксировавшие поддержку единой конституции менее чем 25% европейцев. Большинство опрошенных пугает введение в ЕС поста президента и главы МИДа, что чревато ограничением национального суверенитета всех стран-членов ЕС.
На фоне предстоящей ратификации конституции ЕС малые страны говорят, что существует опасность перехода большей власти к большим странам. Также постоянно звучит вопрос: нужна ли конституция вообще и почему нельзя сотрудничать на основе соглашений, подписанных в Ницце?
Принимая во внимание фиаско, связанное с принятием Евроконституции на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году, можно прогнозировать некоторое замедление темпа институционального развития Европейского Союза.
Однако ситуация может измениться после выборов во Франции и Нидерландах в наступившем 2007 году.
***
Уже сегодня можно услышать предложения о создании "европейского государства". Вполне вероятно, что в среднесрочной перспективе можно будет обсуждать вопросы становления нового территориального объединения со всеми присущими государству атрибутами.
Но в настоящее время, существующие проблемы внутри ЕС, а также нерешенные вопросы о взаимодействии ЕС с другими странами мира, не позволяют однозначно утверждать, что процесс централизации Европы уже начался.