Новой улице – звучное имя

В словарях и энциклопедиях его чаще называют Плис, а не Билис, с припиской “родился и вырос в Узбекистане”. На самом деле Билис Нурпеисов родился в 1919 году в Казалинском районе Кызыл-Ординской области. И даже имя свое получил от названия местной речушки. А в Узбекистан, в городок Ново-Александровск, который сейчас называется Торткуль, его отец Койкельды и мать Альпеш переселились с уже маленьким Билисом на руках.

В Кызылординской области и сейчас живут их родственники, а на аллее Славы в областном центре есть мемориальная плита Героя Советского Союза, летчика Билиса Нурпеисова.

К слову, подвиги старшего лейтенанта Нурпеисова помнят и чтят в Узбекистане тоже. На здании университета в городе Нукусе установлена мемориальная доска. Имя героя присвоено школе в Тахтакупырском районе. И в российском 47-м гвардейском разведывательном авиационном полку один из самолетов Су-24МР носит его имя. Есть улица имени Плиса Нурпеисова в Калининграде.

Это был действительно необычный человек, к 25 годам успевший многое, стремившийся к образованию, любознательный, интересный.

В 1933 году Билис поступил в транспортный водный техникум города Чарджоу. Через два года стал помощником капитана на судне “Альбатрос”, ходившем по тогда полноводной Амударье. Дальше он поступил в пединститут, после его окончания преподавал математику и физику в медучилище Торткуля. А потом парень стал бредить небом, решил стать летчиком. Уехал в Запорожскую область и успешно сдал экзамены в Мелитопольское военно-воздушное училище.

Планы смешала война. Но в небо отчаянный Плис, как звали его товарищи, не только ворвался, как мечтал.

Он стал героем, воюя на фронте в 47-м отдельном Краснознаменном гвардейском разведывательном авиаполку (4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт. – Авт.).

Боевое крещение Нурпеисов получил в дни Сталинградской битвы, участвуя в бомбовых налетах по наземным целям фашистов. В одном из боевых вылетов экипаж Пе-2 подстерегла беда – бомбардировщик обстрелял вражеский истребитель. Советские летчики вступили в схватку и одержали победу. Задание было выполнено, но Нурпеисов получил тяжелое ранение, провел в госпитале полгода.

Пока Плис лечился, на вооружение Советской армии поступала новая техника, менялась тактика ведения боя.

Вернувшись в свой гвардейский полк, он пересел на Ту-2Р. На фюзеляже его нового самолета не было звездочек, обозначавших количество сбитых вражеских самолетов. Он не штурмовал пехоту, не громил с воздуха танки. Буква “Р” означала, что самолет оборудован под разведывательный.

Разведчиком Плис Нурпеисов оказался талантливым. Он совершил 106 боевых вылетов в глубокий тыл противника, 100 заданий выполнил на отлично.

За два года экипаж самолета, на котором Нурпеисов летал штурманом, провел успешную разведку и аэрофотосъемку 78 городов и портов, обнаружил 3 646 железнодорожных эшелонов, 31 860 боевых автомашин, 1 735 зенитных батарей и 925 кораблей.

В 1943 году во время боев за Харьков его экипаж обнаружил в указанном районе большое скопление немецкой бронетехники. Но Плису Нурпеисову что-то не понравилось в им же сделанных фотоснимках, он настоял на проведении повторной авиаразведки. Она показала, что вражеская бронетехника – это макеты, а сосредоточили свои основные силы фашисты в другом месте. Командующий ВВС фронта Новиков вручил тогда за бдительность Нурпеисову именные часы.

Как-то ему дали задание отправиться в район расположения партизанского соединения, взять на борт легендарного Ковпака, доставить его в Москву, а потом отвезти обратно в тыл врага. Это задание было успешно выполнено, и когда Ковпаку через некоторое время надо было снова слетать в Москву, дело поручили опять же Плису.

В военной литературе описывают полет экипажа, в составе которого был Нурпеисов, уже над Берлином. В один из мартовских дней 1945 года пилоту Дунаевскому, штурману Нурпеисову и стрелку-радисту Волкову было поручено произвести разведку двух аэродромов в районе Берлина. На обратном пути по инициативе Нурпеисова самолет зашел на центр германской столицы. Не страшась интенсивного зенитного обстрела, Нурпеисов сфотографировал западную часть центра города. Это был первый полет советской разведывательной авиации над логовом Гитлера. Что фактически означало – “наши в Берлине”.

А 23 апреля 1945-го экипаж Нурпеисова трижды вылетал на разведку в район немецкой столицы. Четвертый полет стал последним...

Нурпеисову тогда было всего 25 лет. Звание Героя Советского Союза этому отчаянному и жизнелюбивому парню было присвоено посмертно. Указ об этом вышел уже после войны – 18 августа 1945 года.

– Присваивая новой улице Кызылорды имя легендарного земляка, мы увековечиваем его подвиг, – рассказал аким Кызылорды Нурлыбек НАЛИБАЕВ. – Спасибо родственникам Билиса Нурпеисова, приехавшим на церемонию, устроенную в связи с этим. Героизм легендарного летчика навсегда останется в памяти потомков.

Кстати, за последние четыре года в Кызылорде появилось одиннадцать новых микрорайонов. В том числе микрорайон “Байтерек”, состоящий из частного сектора, – там более шести с половиной тысяч участков под ИЖС. И еще десятки улиц города не имеют имен, а числятся лишь под номерами.

КЫЗЫЛОРДА