Насколько реальным будет присоединение Азербайджана, Армении или Грузии к сообществу - покажет время. Что касается Узбекистана, то его нынешняя интеграционная активизация, вызванная стремлением оживить экономику и стимулировать приток инвестиций, в конце концов, действительно, может привести к пересмотру прежних взглядов в отношении пространства.
Владимир Путин, выступая во вторник в Киеве по национальному телевидению, счел необходимым поделиться секретом: "Я вам сейчас даже раскрою в прямом эфире такую тайну…На недавней встрече руководителей среднеазиатских республик президент Узбекистана сказал мне, что если бы Россия согласилась передать в наднациональные органы часть своих полномочий, например по образованию тарифов, то он не исключает, что и Узбекистан мог бы присоединиться к ЕЭП".
Узбекские власти на самом деле заинтересованы в создании унифицированных экономических отношений с сопредельными государствами, о чем регулярно говорится на разноуровневых переговорах в рамках ЦАС и ШОС.
Впервые они акцентировано высказались по этому поводу на июньском саммите Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте, где узбекская делегация предложила свою концепцию общего рынка. Ислам Каримов, скептически отзываясь о перспективах получения западной финансовой помощи, тогда подчеркнул: "без внешних инвестиций Узбекистан не может развивать экономику, несмотря на богатые минерально-сырьевые ресурсы". В этой связи, он весьма позитивно охарактеризовал расширяющееся российское участие в экономике страны и, более того, определил этот процесс как закономерное явление: "Российский капитал не только встал на ноги, но и ищет сферу приложения за пределами России". Такая позиция руководства республики была подтверждена и во время встречи глав государств-членов ЦАС меньше двух недель назад. В беседе с В. Путиным И. Каримов отметил, что экономика региона "уже чувствует присутствие России, пошли российские инвестиции, чувствуется присутствие крупных компаний, особенно в сфере энергетики". "Я считаю, - сказал он, - что это самый правильный путь к достижению цели, которая однозначно отвечает интересам России и нашим интересам".
Москва не скрывает, что нашла верный подход в общении со своими партнерами-оппонентами из соседних стран. На днях глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что для России "энергетическая дипломатия приобретает сегодня приоритетное значение". "Для министерства иностранных дел продвижение российских внешнеэкономических интересов в сфере ТЭК является одной из важнейших задач", - поведал С. Лавров, выступая на пленарной сессии четвертой Всероссийской недели нефти и газа.
Действенность такой линии в очередной раз подтвердилась в ходе заседания Группы высокого уровня в Киеве, которое прошло в прошлую пятницу.
По итогам встречи, группа признала возможным своевременное проведение внутригосударственных процедур для вступления в силу с 1 января 2005 года единых принципов взимания НДС. Первый вице-премьер, министр финансов Украины Николай Азаров при этом подчеркнул, что российское решение об отмене НДС при поставках нефти на Украину с 2005 года, в условиях высоких мировых цен, станет "стабилизирующим фактором для украинского рынка".
Энергоресурсы составят важную часть в товарообороте между государствами сообщества и в этом году, во многом, благодаря увеличивающимся российским поставкам. Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, представляющий Россию в ГВУ, сообщил, что товарооборот федерации с тремя странами Единого экономического пространства в текущем году предположительно достигнет $38 млрд.: по $15 млрд. придется на Украину и Беларусь, а $8 млрд. - на Казахстан. По словам В. Христенко, к планируемой в декабре встрече президентов группа подготовит для обсуждения перечень приоритетных крупных проектов. "Я имею в виду, - пояснил министр, - автомобильные и железные дороги, трубопроводы, линии электропередачи, формирование общего энергетического рынка".
Взаимодействие в области энергетики подразумевает, как известно, также торговлю электричеством и услугами по его транспортировке. На заседании в Киеве В. Христенко высказался о заинтересованности России в расширении сотрудничества с Украиной в электроэнергетике, особенно в связи с завершением строительства и введением в эксплуатацию двух атомных энергоблоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС по 1000 МВт каждый. В следующем году экспорт электроэнергии из Украины будет удвоен и доведен до 12 млрд. кВт/ч, из них на 6 млрд. кВт/ч больше нынешних объемов будет отправляться в РФ.
Как заметил глава Минпромэнерго: "Сотрудничество в электроэнергетике - это одна из наиболее удачных и ярких тем для сотрудничества в ЕЭП".
Подобной точки зрения Москва придерживается и в отношении расширения энергетического партнерства в Центральной Азии. Хотя, при этом, весьма сдержанно относится к китайско-узбекским предложениям по созданию регионального общего рынка, полагая, что открытие границ при различном состоянии тех или иных отраслей, а также разных правилах субсидирования экспорта и государственной поддержки приведет к негативным последствиям. Достаточно ясно по этому поводу высказался торговый представитель РФ в КНР Сергей Цыплаков: "Пока экономическая составляющая ШОС находится в стадии становления, внимание нужно уделять пилотным проектам в таких сферах, как энергетика и транспорт, где все страны могут участвовать в соответствии со своим потенциалом".
Такой подход на руку Кыргызстану и Таджикистану, нуждающимся в инвестициях для развития транзитных магистралей и электроэнергетики (примечательно, что казахстанский премьер Даниал Ахметов еще в апреле "не исключил возможности присоединения" к ЕЭП Кыргызской республики).
На последних межправительственной встрече ШОС кыргызские власти инициировали обсуждение вопроса о сотрудничестве по проектам реконструкции объектов гидроэнергетики в стране, ресурсы которой могли бы быть использованы "в интересах всего региона". Среди первоочередных называлось завершение строительства Камбаратинских ГЭС с общей стоимостью $2 млрд. Часть средств для этих целей согласилось предоставить РАО "ЕЭС России". Остальные деньги планируется получить от других будущих участников консорциума, которыми могли бы стать компании стран-соседей. Кстати, предварительное желание участвовать в постройке Камбаратинской ГЭС-2 с оценочной стоимостью около $260 млн., уже выразил Казахстан, который планирует увеличить в этом году транзитные поставки электроэнергии из Киргизии в Россию на 54% до 1,1 млрд. кВт/ч.
На переговорах же российского и таджикского президентов в Душанбе была достигнута договоренность о совместной работе по строительству двух гидроэлектростанций: Сангтудинской и Рагунской. На первую РФ намерена потратить $250 млн., из них - $50 млн. в счет долга Таджикистана, а во вторую "Русский алюминий" вложит до $560 млн.
Энергетическая дипломатия, возможно, уже в близком будущем принесет реальные интеграционные плоды, причем сотрудничество, очевидно, будет проходить в разных форматах. Сложно, правда, сказать, когда Грузия, Армения или Азербайджан захотят поучаствовать в ЕЭП, однако прежнее скептическое восприятие пространства неприсоединившимися странами с течением времени постепенно меняется. В том числе, ввиду некоторого прозрения после затянувшегося и пока безрезультатного ожидания ассоциации с Западом.
В минувшие выходные в Кишиневе прошло совместное заседание трех молдавских партий левой ориентации - Социалистической, Партии социалистов и Партии "Союз труда", на котором было решено предложить властям проведение референдума по вопросу о вступлении страны в Единое экономическое пространство. В ближайшее время инициативная группа направит в ЦИК официальное заявление о своей регистрации. Секретарь Партии социалистов Валентин Крылов, комментируя необходимость осуществления такой политической акции, в частности, сказал: "вектор внешней политики Кишинева должен по-прежнему быть ориентирован на Восточную Европу, так как в Западной Молдавию никто не ждет".