Новое - хорошо модернизированное старое

И еще одно немаловажное обстоятельство - оружие производится в Казахстане.
Из интервью заместителя Председателя Комитета начальников штабов МО РК генерал-майора Геннадия Носоновского:
- Перевооружение армии - это комплексное мероприятие. Мы не хотим полностью перевооружать, допустим, весь наш бронетанковый или автомобильный парк. Это просто-напросто немыслимо и по нашему бюджету и неподъемно для государства. Будем стараться ту технику, которая имеет технический задаток 10 - 20 лет, сохранить в боеготовном состоянии и будем ее использовать в повседневной службе.
Одновременно с этим то вооружение, которое при модернизации сможет значительно увеличить свои боевые возможности, будем модернизировать. Такие образцы уже выбраны. Мы будем работать в этом направлении и с Россией, и с другими государствами, которые в этой области имеют значительный технический потенциал
Путем совместных предприятий с иностранными государствами будет осваиваться производство тех образцов вооружения, которые имеют перспективный характер. В этой связи также рассматривается и вопрос о совместном производстве некоторых видов боеприпасов на наших предприятиях.

Вот и свершилось! Заработала в полную силу наша "оборонка", выпуская не только привычные для себя пулеметы и ракеты, торпеды и мины. Появились в Казахстане образцы вооружения, разработанные нами самими уже в постсоветский период.
Тенденции развития
Впрочем, обо всем по порядку. Если проследить тенденцию поставок вооружения в казахстанскую армию, то она носила следующий характер. Вначале в ее арсенале были образцы исключительно советского производства, да иначе и быть не могло, поскольку Вооруженные Силы РК, по-гоголевски говоря, "вышли из шинели" Советской Армии. Вооружения нам досталось немало - одних танков почти 4 000. Вот только учитывая неосновное стратегическое направление нашего бывшего Краснознаменного Среднеазиатского военного округа, техника эта была не самых передовых образцов. Однако это не значит, что она была плохая. Другое дело, что молодой казахстанской армии было не нужно столько военного "добра", тем более что, как выяснилось, воевать суверенному Казахстану не с кем: кругом добрые соседи, да партнеры. Вот и начались разного рода реформы и преобразования. В основном это касалось структур войск и штатов войск, но со временем добрались и до вооружения. Безусловно, учитывая то, что основная масса вооружения нашей армии была произведена в России, то главным экспортером стала опять-таки она.
Наверное, одними из первых в Казахстане получили оттуда новенькие БТР-80 республиканские гвардейцы. Новое элитное воинское формирование, безусловно, вооружалось самым лучшим и современным оружием. В то время армия могла только мечтать о каких-то новых образцах. Им бы старые было куда деть, вот и возникали периодически то скандалы с незаконными продажами зенитных орудий, то с самолетами МиГ. Все это не лучшим образом влияло как на имидж армии, так и на проблему перевооружения. Дескать, для чего им еще оружие, если они существующее продают?
Начиная с 90-х годов, стабильно пополнялась авиация Казахстана. Например, мы получили из России в счет взаимозачета за аренду Байконура новейшие перехватчики Су-27 и лучшие в мире ракетные комплексы С-300, поставленные на охрану неба столицы и Алматы.
У нас появились хорошо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах штурмовики Су-25. Фронтовую авиацию усилили поставками российских же истребителей МиГ-29.
Для курсантов приобрели учебно-тренировочные реактивные самолеты Л-39, а для командования - самолеты боевого управления-штабные воздушно-командные пункты Ту-134Ш и Ту-154Б. Для транспортных перевозок Россия поставила нам Ил-76МД.
Кроме того, россияне стали производить ремонт и модернизацию некоторых наших самолетов. Казахстанские летчики много летали и были годы, когда по часам налетов они даже превосходили российских коллег.
Таким образом, как мы видим, авиация страны развивалась вполне динамично. Одна из причин этому - наши СВО (Силы воздушной обороны) до сих пор входят в объединенную систему ПВО стран СНГ, и у России есть прямой интерес в том, чтобы наше направление прикрывалось современными боеспособными машинами и системами. Во-вторых, исходя из опыта недавних войн на Ближнем Востоке, считалось, что авиация приобрела решающее значение на поле боя и, следовательно, ей необходимо уделять наиболее серьезное внимание. И, в-третьих, нельзя сбрасывать со счетов личностный фактор, когда военное ведомство долгое время возглавлял представитель ВВС, сам летчик высшего класса.
В 90-х годах мы начали было создавать свой собственный флот, взяв за основу те суда советской постройки, что достались Казахстану при разделе Каспийской флотилии. Нас поддержали, как Россия, выделившая 4-5 различных судов, так и новые партнеры - США и Турция. Американцы поставили 6 маленьких катеров типа "Донтлес" и "Гардиан", Турки прислали катера побольше, причем немецкой постройки. Создавались и суда собственной постройки. Однако флот оказался слишком дорогим удовольствием для армии, испытывавшей недостаток в средствах, а, кроме того, неясно было как использовать новый род войск, в чем его предназначение и где его место в военной доктрине государства. В результате суда с экипажами отдали пограничникам, и те принялись с их помощью гонять по Каспию браконьеров.
ВМФ получили второе дыхание лишь в начале нового века, когда у ВС РК появилось достаточно средств, а, кроме того, остро встал вопрос территориального раздела Каспийского моря. Теперь мы начали заново строить свой собственный военно-морской флот, причем в прямом смысле слова - на Уральском заводе "Зенит", который создавал и катера и небольшие корабли. Плюс продолжались поставки судов из-за рубежа. В результате в настоящее время казахстанский флот имеет не только ряд разнородных кораблей различного назначения, но и береговые части, собственную авиацию, морскую пехоту и военно-морские учебные заведения. Дальнейшие поставки военной техники будут осуществляться, исходя из запросов этих структур ВМФ и, наверное, необязательно техника будет иностранной
Еще одним серьезным шагом в реформировании Вооруженных Сил Казахстана стало создание вначале Мобильных, а затем Аэромобильных войск, которые заменили собой ВДВ. Для Казахстана, с его огромной территорией просто необходимы подвижные части, способные в кратчайший промежуток времени прибыть в необходимый район и выполнить боевую задачу. Такое под силу только десантным войскам, и военное ведомство пошло на расширение данного элитного вида войск до целого рода. На базе Капчагайской отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады и с непосредственным участием ее офицеров были развернуты еще ряд бригад, а также отдельный подразделения спецназ и миротворческих сил. Учитывая элитность данного рода войск, ему потребовалась и новая отменная техника. Также как и для республиканских гвардейцев, им закупили российские БТР-80, а для аэромобильности - новые вертолеты Ми-17.
Усиление десантных подразделений было неслучайным - на их базе формировались миротворческие силы. Казахстанские военные стали готовиться к совместным акциям с иностранными партнерами по НАТО.
С началом нашего участия в миротворческих операциях, в рядах миротворцев казахстанской армии появились образцы НАТОвского вооружения - автомобили "Хаммер" и вертолеты "Хьюз", а также иностранные образцы радиостанций. Для Министерства обороны непосредственно были закуплены радиостанции "Талес", войска получили ранцевые "Томсоны" и индивидуальные "Маркони". Авианаводчики теперь пользуются рациями "Авиатор" и "Айком". Ориентируются на местности сейчас по навигационным приборам "Магеллан". Для наших миротворцев в Ираке было получено специальное защитное снаряжение американского образца, более надежное в смысле безопасности. Однако трудно ожидать, что заокеанская техника и снаряжение "приживутся" в казахстанской армии в больших количествах. А, учитывая нынешний экономический кризис, поразивший Америку, и наш уход из Ирака, думать об каких-то новых военных поставках из США, скорее всего не приходится.
В этой связи очень симптоматично и положительно то, что мы стали думать о том, как вооружаться самим, не надеясь только на добрых дядей.
Появились у солдат - "Семсер", "Найза" и "Айбат"!
Нынешний год - 2008, можно назвать Годом Ракетных войск и артиллерии, и что особо радует, именно казахстанской артиллерии. На вооружение принимаются артиллерийские системы, к тому же собственного производства, да еще и с высокими боевыми свойствами…
Например, самоходная гаубица "Семсер". На первый взгляд это обычная 122-миллиметровая гаубица Д-30, установленная на шасси автомобиля "КамАЗ". Орудие хорошо показало себя в многочисленных военных конфликтах, да и что такое "КамАЗ", думается никому не надо объяснять. Однако "Семсер" - это не просто симбиоз двух известных брэндов. Это мобильная установка с бронированной кабиной, где находится весь расчет из 3 человек (вместо прежних 11), и орудием, оснащенным автоматической системой заряжания и автоматической установкой цели, стреляющим высокоточными снарядами. Благодаря такому техническому решению, удалось втрое сократить число транспорта, обслуживающего артиллерийское подразделение, точность наводки позволяет при поражении цели экономить снаряды, автоматика заряжания увеличивает скорострельность. Одно орудие, благодаря таки показателям, способно заменить целую батарею из 4-6 таких же обычных гаубиц. Подобные установки есть пока только в армиях США, Израиля и ЮАР.
Достойное дополнение к "Семсеру" - самоходный миномет "Айбат". Это опять знакомый всем военным 120-миллиметровый батальонный миномет, также оснащенный автоматической установкой цели и установленный на шасси бронированного гусеничного тягача МЛТБ, который не нуждается в представлении. Экипаж прикрыт броней и может довольно точно поражать цели со скоростью стрельбы 6-7 выстрелов в минуту.
При этом, чтобы не попасть под ответный обстрел самим, установка каждые 15 секунд меняет местоположение. Такие системы имеют лишь США и Израиль. Кстати, и минометов и тягачей, для их трансформацию в "Айбаты", у нас более чем в достатке.
И, наконец - реактивная установка залпового огня "Найза", созданная на базе израильской системы "ВАР".
Первый дивизион РСЗО "Найза" 20 октября уже заступил на боевую службу. В отличие об своих более ранних "собратьев", привыкших разбрасывать ракеты по площадям, "Найза" оснащена системами высокоточного поражения цели. Казахстанский образец обладает и еще такой замечательной способностью, как "всеядность": он может стрелять, как ракетами "ВАР", так и "Град", и "Ураган", и "Смерч".
Если первую партию боевых машин приобретали в Израиле, вторую делали в Петропавловске с помощью израильских специалистов, а третью уже выпускали самостоятельно, имея на руках полный пакет документации.
Таким образом, мы покупаем уже не само оружие, а технологии его изготовления, что позволяет значительно экономить деньги госбюджета. Более того, учитывая, что нашими зарубежными партнерами был проявлен интерес к данной системе, не исключены в перспективе выгодные контракты.
Безусловно, появление новых систем - это второе дыхание Военно-промышленного комплекса Казахстана. Новое оружие - своеобразный показатель уровня экономики страны, ее технического и интеллектуального потенциала. И ничего, что они создаются на базе, мягко скажем, не новых образцов. И в США, и в России бомбардировщики летают образца 50-х годов, только как следует и многажды модернизированные. В Израиле и Турции есть танки чуть ли не времен Второй Мировой и никто не спешит их резать на металлолом. При разумном подходе, в случае чего, все сгодится…
Модернизированное оружие - это еще и повышение боевого потенциала нашей армии. Если вместо сотен образцов оружия, будут десятки их модернизированных собратьев, способных также решать поставленные задачи, тут не только экономия, а уже серьезная боеспособность. Развернуть массовое перевооружение "умными" пушками-минометами, да "всеракетными" установками вряд ли удастся, но прилично усилить ими свою армию - реальная перспектива.

На фото Ермека Сарбасова: самоходный миномет "Айбат"