Новое изобретение узбекской демократии

С начала 2005 года, а точнее в первой декаде февраля на страницах официальных средств массовой информации стали регулярно появляться "Постановления Президента Республики Узбекистан".
Если раньше управление страной осуществлялось Указами, постановлениями Кабинета Министров, то теперь оба этих вида документотворчества объединены в единое целое. Ведь и Указы, и постановления правительства раньше подписывались одним лицом - Исламом Каримовым.
Многих может заинтересовать вопрос: где же премьер-министр Шавкат Мирзиеев? С ним все в полном порядке, просто отныне нет необходимости скрывать то, что всеми хозяйственными вопросами в Узбекистане занимается Президент.
Эту ситуацию прокомментировал независимый эксперт, много лет отслеживающий ситуацию в стране: "Несмотря на заверения Ислама Каримова в том, что он некоторые свои полномочия передаст правительству и Сенату, происходит обратное. Многие наблюдатели задаются вопросом: неужели глава государства до такой степени не доверяет окружающим, что вынужден регулировать вопросы, которые по сути своей в обязанности президента не входят? На него трудно дать исчерпывающий ответ, поэтому могу лишь предположить. По всей видимости, здесь срабатывает принцип "чем дальше в лес, тем больше дров". Чем дольше Каримов занимает пост президента, тем все меньше и меньше доверяет своим же выдвиженцам. Кто будет спорить с тем, что и Мирзиеев, и Азимов (министр экономики - прим. А.А.), и Ганиев (недавно назначенный главой внешнеполитического ведомства - прим. А.А.) являются одними из основных фаворитов президента Узбекистана?".
В период с середины февраля 2005 года вышли Постановления Президента "О дальнейшем развитии жилищного строительства и рынка жилья", "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности товариществ собственников жилья", "О мерах по недопущению необоснованного роста тарифов и повышению ответственности потребителей за своевременные и полные расчеты за коммунальные услуги".
Самое интересное, что еще 16 февраля этого года Постановление Кабмина о порядке создания и ведения единой системы государственных кадастров было подписано Ш.Мирзиеевым, а 21 день назад, точнее 27 января, другое правительственное решение "О мерах по привлечению инвестиций в текстильную отрасль республики" уже И.Каримовым.
По мнению авторитетного узбекского аналитика, "практика подписания правительственных решений Каримовым существовала и раньше. Однако новая практика официального истеблишмента, начатая в середине февраля нынешнего года и выраженная в целом блоке так называемых "постановлений президента" говорит о том, что главным экономистом и главным хозяйственником был и остается Каримов. Премьер Шавкат Мирзиеев подписывает документы непервостепенной важности и все разговоры о децентрализации власти, передачи части полномочий президента другим ветвям власти так и остались на уровне разговоров".
Датированное 11 февраля 2005 года Постановление Президента "О мерах по недопущению необоснованного роста тарифов и повышению ответственности потребителей за своевременные и полные расчеты за коммунальные услуги" выстроено в довольно жестких тонах. Достаточно прочитать следующую выдержку: "Запретить товариществам собственников жилья (ТСЖ) и предприятиям-поставщикам коммунальных услуг организацию самостоятельного сбора, минуя кассы, наличных средств с населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги, включая оплату эксплуатационных расходов" - чтобы понять, воровство и недобросовестность руководителей ТСЖ и работников предприятий-поставщиков коммунальных услуг зашли слишком далеко.
Люди платят за коммунальные услуги, при этом экономя на питании и одежде, а деньги чаще всего уходят на оплату все не уменьшающихся аппетитов "товарищей из товариществ". Рядовые граждане стремятся оплатить счета за газ, отопление и электричество, а позитивных подвижек во всех этих сферах не происходит.
Известный узбекский эксперт по вопросам жилищно-коммунальной сферы так комментирует ситуацию: "В нашей стране никогда точно не знаешь, когда, при каких обстоятельствах и при участии каких конкретно лиц утверждаются те или иные тарифы на продукцию естественных монополий (производителей и продавцов газа, электроэнергии, горячей воды, санитарных служб). Они повышаются вне зависимости от того, вышел или нет очередной президентский указ о повышении зарплат и пособий. Только за последние три месяца (конец 2004 - начало 2005) тарифы на электроэнергию повышались три раза. Ни для кого не секрет, что нынешняя зима стала довольно трудной даже для жителей столицы, когда непонятно по каким причинам исчезали то газ, то тепло в батареях центрального отопления. Знаете, в чем главная причина всех этих бед в коммунальном хозяйстве? Оно до сих пор находится под неусыпным контролем государства, хотя уже давно нуждается в коренном реформировании.
Когда рыночные механизмы сталкиваются лоб в лоб с неэффективным государственным управлением, страдают в конечном счете рядовые граждане. У них в квартирах то тепла нет, то газа, то свет пропадает. А государство продолжает финансировать монополистов, типа электросетей, теплоэнерго и проч., хотя их давно нужно банкротить и приватизировать. Чем на большие временные сроки откладывается реформирование коммунальной сферы, тем с большими проблемами будут сталкиваться те, кому эти самые услуги как бы поставляются".
Услуги "как бы" поставляются, президентские постановления "как бы" пишутся, но ничего существенного в Узбекистане не происходит.
Можно бесконечно менять названия нормативных документов и переименовать нынешние президентские постановления в приказы, инструкции, циркуляры.
От перемены мест слагаемых сумма не меняется, и до истинных реформ в политической сфере и экономическом сегменте еще далеко.