До конца сентября помещение алматинского Центра современного искусства превратилось в смесь галереи и кинотеатра. Только от традиционной галереи его отличает то, что картины на стенах постоянно меняются. А от кинотеатра, что здесь даже для самого навороченного мультиплекса слишком много залов и экранов, – показы идут одновременно во множестве комнат на трех этажах. Фильмы по большей части длятся по нескольку минут, и они демонстрируются непрерывно без перебивок на рекламу. Вместо треска попкорна – мерное жужжание проекторов и скрип мозговых извилин – не все работы одинаково легки для восприятия.
Я всегда с собой беру видеокамеру
Видеоарт – относительно молодой вид изобразительного искусства, где холстом является экран, а инструментом – видео. Художники всегда чутко реагировали на появление новых способов самовыражения. Вместе с тем как развивались и становились общедоступными технологии записи и обработки изображения, люди искусства стали осваивать эту, казалось бы, довольно утилитарную сферу. Существует версия, что видеоарт возник после того, как в 1964 году американец корейского происхождения Нам Джун Пайк взял в руки первую портативную видеокамеру Sony Portapak. Его самоотверженный труд в использовании видеозаписей и телевизоров на благо искусства принес новому жанру значительное развитие, а самому художнику статус отца видеоарта.
Представленная в ЦСИ выставка InterFaces скорей обзорная, чем тематическая. Она предлагает малоискушенным в этом вопросе алматинцам познакомиться со множеством направлений такой формы искусства. В экспозиции работы, созданные в основном европейскими художниками различных национальностей и стран проживания. Хотя благодаря тому, что выставка формировалась в Лондоне, большая часть авторов оттуда.
Между Сотбис и КИМЭПом
Эрик Эрдл и Кристина Стейнбрехер – кураторы, доставившие InterFaces в Алматы, довольно молоды. После окончания института Сотбис они организовали собственную арткомпанию. Кристина последние полтора года обитает в Лондоне, хотя долгое время прожила в Германии. Однако большой мечтой девушки было осуществить какойто художественный проект именно в нашей стране, поскольку родилась она в Талдыкоргане. Ее друг Эрик с пониманием отнесся к такой идее, и после встреч с авторами и их агентами была сформирована эта экспозиция из 21 работы.
Кроме собственно презентации европейского искусства в Казахстане гости мечтают познакомиться с местными художниками, работающими не только в видеоарте, но и в более традиционных жанрах, как живопись и скульптура. Кристина и Эрик очень заинтересованы в том, чтобы показать в Европе наиболее понравившиеся им работы. В планах также провести ознакомительные встречи с нашими студентами, хотя для этого отчегото был выбран КИМЭП.
Муравьи под флагами
Экспозиция условно поделена на три части, которые распределились на разных уровнях здания. На цокольном этаже – в подвале – публику встречают фантастические и даже психоделические образы. Одна из работ “Мать и дитя” выполнена питерцем Филиппом Донцовым, несколько других – группой Artists Anonymous (“Анонимные художники”), состоящей из голландцев, англичан и немцев. Сразу же бросается в глаза их манера насыщать цветами свои творения, будь то в видео Kammerspiele (“Камерный театр”), снятом в негативе, или же в двух коротких роликах “Трамвай” и “Портрет”, где художники, вспоминая свои навыки живописцев, красками наносили изображение прямо на кинопленку.
Первый этаж отдан под более серьезные работы, требующие сосредоточения, чтобы их осмыслить. К примеру, Escape Vehicle no. 6 (“Побег транспортного средства номер 6”), где через прикрепленный к метеорологическому зонду стул устремляется к небу. Coexistence – “Сосуществование” панамской художницы Донны Конлон представляет муравьиное шествие, отснятое в тропическом лесу. Наряду с кусочками листьев насекомые несут в лапках маленькие бумажки, раскрашенные под государственные флаги, предусмотрительно помещенные туда автором фильма.
Led Zeppelin наоборот
На верхнем этаже доминирует синтез видео и звука. Ироничная работа The Stairway at Saint Paul’s – “Лестница собора Святого Павла” создана голландцем Джероеном Офферманом, работающим в Лондоне, Берлине и Роттердаме. Для ее реализации автор выучил слова песни "Stairway to Heaven" группы Led Zeppelin, проигрываемые наоборот, с тем, чтобы спеть их потом возле собора Святого Павла. Таким образом он борется с мифом о дьявольской природе этой песни и вообще рокмузыки.
Видеоарт Конора Келли минималистичный и в то же время очень глубокий. “Дерево”, “Дождь” и “Лодка” – в них он просто наблюдает за выбранными объектами. Камера не движется, не меняет план, но в каждой работе есть чтото, что приковывает взгляд и рождает отклик внутри. Хотя, должно быть, со стороны очень странно выглядит человек, который в течение пяти минут смотрит на экран, где дерево просто качается на ветру под атональную музыку…
Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)