Огненный вал, прокатившийся по лесам соседней России, и в Казахстане привлек в очередной раз повышенное общественное внимание к эффективности средств борьбы с пожарами. И тут в самый раз будет проанализировать опыт тех служб в Западной Европе, что считаются одними из самых действенных в мире. Речь пойдет об огнеборцах на немецкоязычном пространстве.
Главное – добрые отношения
Собкор “Каравана” навсегда запомнил ситуацию, происшедшую с ним относительно недавно.
– Принял я однажды в сумерках соседский декоративный факел на балконе за язычки пламени, выбивающиеся из-под крыши. И тут же набрал по телефону 112. Через семь минут с истошным воем подлетела первая пожарная машина. За ней еще две. Потом – полицейские...
Я приготовился было к огромному штрафу за ложный вызов. Но местные огнеборцы только приветливо помахали рукой подслеповатому казахстанскому паникеру и поблагодарили за бдительность.
Стремление налаживать самые добрые отношения с населением у немецких пожарных прослеживается повсюду. О представителях этой наиболее уважаемой здесь профессии даже охочие до скандальных сенсаций репортеры пишут только в положительных тонах.
История пожарного дела
Юбилейные даты в истории той или иной территориальной команды, как профессиональной, так и любительской, превращаются в праздник всей сельской коммуны либо даже мегаполиса. В такие дни детишкам разрешается примерять начищенные каски и крутить рычажки хитроумных огнезащитных механизмов.
А их в ФРГ и Австрии завидное множество! Ведь еще в 1450 году пожарная дружина торговой гильдии Вюрцбурга стала применять первый в мире гидропульт. А с ХVIII века на вызовы начали отправляться внушительные пожарные обозы с мощными насосами “Магирус”. Они приводились в работу дюжиной бойцов, переступавших поочередно на положенные вдоль линейки брусья. Высота подачи воды уже тогда превышала сорок метров!
По “велосипедному принципу” действовали и так называемые “самодвигатели”, представлявшие собой четырехколесные тележки, двигавшиеся даже быстрее, чем пожарный экипаж с лошадьми.
В 1892 году Австро-Венгрия и Пруссия запустили первые в мире автомобили с механическим пожарным насосом. А в 1907 году были успешно опробованы на деле первые раздвижные лестницы на колесах.
Тогда же примерно Франц Иосиф учредил “почетную медаль за четвертьвековую службу в добровольных пожарных командах Австрийской империи”.
На сегодня “Немецкий союз пожарной команды” (DFV) насчитывает миллион триста тысяч человек. Однако единого управленческого центра в Австрии и Германии нет.
В каждой из германских федеральных земель, к примеру, разработаны и утверждены ландтагами свои собственные законы как о профессиональной, так и добровольной пожарной охране людей, жилищ и всего остального.
Главное в каждом из таких уставов неизменно: любая сельская коммуна, каждый даже крошечный городок ОБЯЗАНЫ иметь свое пожарное подразделение, оборудованное по последнему слову техники.
Нам бы их пожарные депо!
Градация у немцев и австрийцев четкая. Если административное образование по численности населения превышает 90 тысяч, профессиональная пожарная часть обязательна.
Сотрудничество же с добровольными пожарными дружинами, порой в десятки раз по личному составу превышающими земельные службы, поразительно эффективно.
Секрет успеха прост и честен: прекрасная техническая оснащенность, образцовый “дойче орднунг”, высочайший профессионализм у всех, кто имеет дело с огнем. Тут ведь даже любители, буквально прорывающиеся по конкурсу в ряды пожарных, обязаны в специальных учебных центрах за счет местных муниципальных органов проходить напряженную подготовку с отрывом от производства в течение двух и более месяцев.
Дружинники, как и профи, имеют свой график дежурств. Но в процессе вахты остаются в своих булочных, автомастерских, на фермах, в домах... В то время как их прекрасно оборудованные и очень внушительные пожарные депо остаются под замком или под присмотром дневального. Что и было запечатлено нашим фотообъективом в одной глухой приальпийской деревушке (см. фото).
Однако стоит кому-то набрать номер диспетчерской – 112 или полиции – 110, как на сотовые телефоны или пейджеры оперативной группы волонтеров тут же поступает вызов. А все время, потраченное на разбор завалов, тушение леса или откачивание воды из подвала, будет гарантированно оплачено по средней ставке на основной работе дружинника. За счет местных органов самоуправления. Плюс солидная страховка на случай травмы или чрезвычайно здесь редкой гибели пожарного.
Повинуясь гражданскому долгу
Только вот не эти стимулы, а действительно высокая сознательность граждан привлекает в ряды огнеборцев новых волонтеров.
Возьмем, к примеру, самую типичную для ФРГ землю Рейнланд-Пфальц: около четырех миллионов населения, почти двадцать тысяч квадратных километров территории. Пожарных дружинников здесь 60 тысяч. А бойцов профессиональных частей – только тысяча.
Австрийская же пожарная охрана вообще почти вся строится на добровольной основе. В крохотном Мёдлинге, к примеру, не насчитывающем и 24 тысяч жителей, работает аж 25 пожарных дружин. А на пульте по приему тревожных сигналов посменно и круглые сутки дежурит пятерка штатных диспетчеров.
Именно они регулируют работу двух десятков пожарных машин последнего поколения. Всегда наготове и мощнейший кран LTM1070, способный убирать с места происшествия любые преграды весом до пятидесяти (!) тонн.
Источники финансирования такого научно-технического разблюдия – казна общины. Деньги на новую технику и зарплату приходят также из государственного и областного бюджета. Ощутимы – порой до 20 процентов всех поступлений – всевозможные частные пожертвования.
Пожарные в ФРГ и Австрии универсальны и безотказны. На борьбу с огнем их вызывают лишь в двух случаях из каждых десяти. Все остальное – автоаварии, массовые мероприятия, бытовые ЧП...
Они все умеют!
Майнц – Мёдлинг, Германия – Австрия
Сергей ЗОЛОВКИН, собственный корреспондент “Каравана” в странах ЕС, Эмма ЧАЗОВА-ЗОЛОВКИНА (фото)