Вслед за развитыми странами Россия и Казахстан вступили в борьбу с курением. Вряд ли новые программы станут повторением карикатурного похода за трезвость в восьмидесятые годы. Тогда андроповский кавалерийский наскок закончился масштабным уничтожением виноградников, отравлением домашними и другими подпольными суррогатами целого поколения и полным фиаско самой идеи. Да и американский опыт сухого закона тоже нельзя назвать положительным.
Сейчас, учитывая ошибки прошлого, постсоветские страны пытаются мягкими, но длительными и продуманными мерами переориентировать своих граждан на здоровый образ жизни. Механизмы предлагаются не силовые и запретительные, а юридические и пропагандистские.
В России тон задал президент. Владимир Путин занялся восстановлением массовой физической культуры и спорта, формированием положительного образа физически развитого человека. Учреждаются специальные премии, награждаются достойные, выделяются средства для создания дворовых клубов и секций. И одновременно выходит закон об ограничении курения. По нему с нового года россияне живут по-новому: курят с оглядкой, в специально отведенных местах и втайне считают свои права попранными.
В то же время российский закон, убеждены многие, компромиссный, половинчатый. Его авторам не хватило смелости закрепить нормы, запрещающие повальную и вездесущую рекламу табачной продукции, действующую в первую очередь на неокрепшие юные души. Победили интересы большого бизнеса, поскольку реклама и продажа сигарет приносят и немалые прибыли компаниям, и налоговые поступления в бюджет. А в России более ста крупных табачных предприятий.
В Казахстане аналогичный законопроект, разработанный несколькими депутатами во главе с призером Олимпийских игр Сериком Конакбаевым, рождается в длительных муках, почти уже три года. И работа над ним до сих пор не закончена. Яблоком раздора, правда, раздора тихого, нескандального, стала та самая норма о рекламе табачной продукции. Одни авторы документа склоняются к тому, чтобы запретить ее вовсе, другие, кажется, более трезво мыслящие, уверены, что такое решение принимать пока рано, что нужны лишь временные и пространственные ограничения. К примеру, можно запретить уличную рекламу вовсе, а на телевидении давать ее только в ночное время, с 23 часов вечера до шести часов утра.
В остальном казахстанский закон станет если не родным, то двоюродным братом российскому. То же объявление свободными от курения зонами школ, больниц и транспорта, в том числе воздушного. Та же организация специальных мест для курения в офисах и государственных учреждениях. Тот же запрет продавать сигареты несовершеннолетним, поштучно или давать их на сдачу.
В первую очередь, новый закон будет направлен не против людей, чья привычка затягиваться стали второй натурой. Борцы с курением хотят противостоять, во-первых, "агрессивной" продаже табака, активному приучению к сигаретам молодежи. Во-вторых, так называемому пассивному курению, когда от дыма страдают люди некурящие. И, в-третьих, продаже табака на каждом углу, а не в специальных магазинах и лавках.
В республике для этого уже предпринимались некоторые меры, причем с участием спонсорской помощи крупных табачных компаний, к примеру, известной "Филипп Морис". Республиканский центр здорового образа жизни, а за ним и городские и районные, организовывали престижные конкурсы среди людей, бросивших курить с крупными призами для победителей. Проводились акции по запрету продажи сигарет несовершеннолетним, в них активно участвовала казахстанская пресса. Подключались к этой работе и медики, выходившие с беседами в школы и вузы.
Наконец, группа депутатов обратилась письменно к президенту и правительству с тревогой и просьбой посодействовать переориентации молодежи на здоровый образ жизни. Обращение почти что под девизом "Отечество в опасности" было подписано пятью десятками депутатов. Сторонники запретительных мер, кстати, одним из серьезных аргументов запрета считают то, что курящий подросток быстрее приобщается к наркотикам.
Неофициальная статистика подтверждает, что едва ли не каждый подросток курит или пробовал курить. По некоторым данным, число курящих у нас достигло трех миллионов. А медики уверены, что если юноша не закурил до совершеннолетия, то шансы, что он не закурит и в старшем возрасте, увеличиваются многократно. Поэтому разработчики закона уповают больше на работу с молодежью, чем со зрелыми людьми.
В то же время понятно, что государство пока не может обходиться без "табачных" поступлений. Известно, что каждая крупная табачная компания, а их в республике восемь, дает в бюджет еженедельно до миллиона долларов налоговых отчислений. Не смогут сразу отказаться от рекламных поступлений и средства массовой информации, для большинства из которых они являются немаловажными источниками существования.
Поэтому пока в законопроекте - только ограничение рекламы, а не полное ее запрещение. Уделено внимание к качеству табачных изделий. В скором времени появится специальная лаборатория, которая будет контролировать соответствие продукции государственным стандартам, а производителей планируют обязать заняться переоснащением вредного для работников производства. Возможно, когда-то мы перейдем и к материальному стимулированию здорового образа жизни, как это принято в западных странах. Там курить невыгодно: медицинское страхование и лечение курящего человека оценивается во много раз дороже, чем некурящего.
Итак, совсем скоро скромное, почти незаметное "Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья" сменится довольно громкими антитабачными акциями, программами и работающим законом. Но плоды всего этого пожнем уже не мы, а наши дети и внуки. Если, конечно, не получится "как всегда".