Хотя если быть точными, в Караганду Владимир Владимирович и Нурсултан Абишевич вряд ли заедут. Посещение ограничится Спасском, где сейчас готовятся к торжественному открытию памятного знака россиянам, погибшим в годы сталинских репрессий вдалеке от родины в лагерях, и погребенным в карагандинской земле.
Есть герои в своем отечестве
По данным областного архива, в карагандинских степях покоится больше всего людей русской национальности, и именно поэтому россияне решили не ограничиваться простым камнем с надписью, а сделать маленький мемориал.
В середине августа на Спасское кладбище приезжал чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Казахстане Владимир Бабичев. Проконтролировал, как идет возведение памятника, и укладываются ли карагандинские специалисты в установленные сроки. Ведь открытие предполагается, что называется на высшем уровне, с участием первых руководителей двух стран.
Авторы проекта карагандинцы - главный художник областного союза художников Мурат Калкабаев и скульптор Владимир Троценко.
По словам Мурата Калкабаева, поначалу с россиянами вышел спор, кто же на самом деле похоронен в Спасске: репрессированные или военнопленные. Художников уверяли, что среди захороненных нет репрессированных, поэтому неправильным будет устанавливать мемориал. Однако художники доказали обратное, покорпев над архивными документами: в Спасском лагере содержались ссыльные с 1932 года.
Изначально было два проекта памятного знака. Оба были представлены помощнику российского посла, который для этого приезжал специально. Проекты увезли в Москву на одобрение Путину - российский президент выбрал один из них. Совместное произведение карагандинских художников было рассмотрено и утверждено на специальном заседании правительства Российской Федерации. На возведение памятника российское правительство выделило авторам 26 тысяч долларов.
Памятный знак представляет собой прямоугольную траурную глыбу черного гранита с высеченными на ней именами погибших и памятной надписью. Над камнем возносится арка, наподобие часовенки, из красного гранита, высотой более четырех метров. Увенчана она чашей и двумя погасшими свечами по бокам. По замыслу Мурата Калкабаева, чаша символизирует дружбу народов - все раньше ели из одной чаши, а погасшие свечи - знак скорби.
Этот памятник украшают два бронзовых ангела - как благословение безвинно погибшим, между которыми покачивается от ветра бронзовый колокол, украшенный русским орнаментом. Колокол без языка, чтоб не нарушать покой безвинно погибших. К камню ведет черная гранитная дорожка.
25 августа специалисты завершили основные работы по установке памятного знака. Остается самая малость - благоустройство прилегающей территории. Вокруг памятника вымостят из серого гранита округлую площадку и посадят траву.
По словам акима области Камалтина Мухамеджанова, после посещения памятного знака, тот остался доволен тем, как установили святыню.
Открытие на высшем уровне в Спасске уже бывало раньше. В сентябре 2003 года по пути из Астаны в южную столицу кладбище посещал румынский президент Ион Илиеску. В память о 531 погибшем румыне тут была установлена мемориальная плита. На мраморном камне высечены надписи на казахском, русском и румынском языках. Плиту карагандинским умельцам заказал временный поверенный в делах Румынии в Казахстане Ионас Воронавичус, проект же утвердило правительство этой страны. Мемориал освещал румынский православный священник, приехавший вместе с президентом. Сам глава государства высыпал у мемориала специально привезенную во флаге Румынии землю.
Российский памятный знак будет уже одиннадцатым в Спасске, установленным иностранными государствами в память о своих согражданах. Есть памятник жертвам политических репрессий и от казахстанцев (его автором так же был Мурат Калкабаев). Мемориальный камень был установлен несколько лет назад.
А в начале 90-х прыткие предприниматели в здании управления КарЛага, великолепно сохранившемся в поселке Долинка (некогда бывшей столицей системы лагерей), пытались открыть дом отдыха (!) и уже начали делать ремонт. К счастью не хватило средств завершить задуманное: о нелепости того предприятия до сих пор свидетельствует сохранившаяся современная керамическая плитка на каменном полу управления.
Бизнесмены ограничились туристическим маршрутом для иностранцев. Кстати, на памяти зарабатывают 1200 у. е. за семидневный тур по местам "боевой славы" НКВД.
Без суда и следствия
Полвека прошло с момента ликвидации КарЛага, образованного 19 декабря 1931 года (через три года начнет свое летоисчисление Караганда). Но до сих пор дети и внуки невинно убиенных в лагерях ищут могилы своих предков. Приезжают на карагандинскую землю в надежде найти хоть какие-то ниточки.
"Шевченко Николай Иванович, украинец, 1905 года рождения, уроженец деревни Горбачи Смоленской губернии, из крестьян, содержался в КарЛаге, осужден "тройкой" Управления НКВД по Карагандинской области 04. 11. 1938 года по статье 58-7 УК РСФСР (контрреволюционное вредительство) к расстрелу. Для родственников: осужден на 10 лет лишения свободы, умер 19. 09. 1945 года от воспаления легких. Запись 31. 10. 1956 г."
Подобным записям в картотеке пофамильного учета управления комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по Карагандинской области нет числа.
Все эти схожие записи говорят, что фактически внесудебное решение особой "тройки", приведено в исполнение в день его вынесения. И еще о том, что, несмотря на постановления 20-го съезда КПСС "О культе личности Сталина и его последствиях", КГБ СССР продолжало скрывать от людей настоящую участь репрессированных, напрочь отвергая факты расстрелов.
Впоследствии, лет через двадцать, семье "вредителя" шло уведомление примерно такого содержания: "Осужден на 10 лет без права переписки. Умер от воспаления легких такого-то числа". Место захоронения не сообщалось.
Свой вклад в выявление белых пятен истории КарЛага - одного из главных островов ГУЛАГа НКВД СССР, привнесли сотрудники Центра правовой статистики и информации Генеральной прокуратуры РК по Карагандинской области. Ими были пересмотрены тысячи личных дел заключенных КарЛага (через лагерь прошло 990 852 человека).
Были изучены алфавитные карточки узниц АЛЖИРа, которые без суда и указания статьи уголовного кодекса, по постановлению Особого совещания при НКВД СССР были приговорены к различным срокам лишения свободы лишь за то, что были супругами, сестрами или дочерьми "врагов народа". Этих женщин этапировали в специально организованное 17-е отделение КарЛага в селе Малиновка Акмолинской области. В СССР было основано три подобных лагеря, но лишь в Караганде архивы полностью исследованы и описаны.
Классифицированный список был отправлен в столицу в Ассоциацию жертв незаконных репрессий города Астаны и Акмолинской области. По инициативе ее председателя В. Гринева опубликована книга "Хранить вечно. Книга памяти жертв массовых политических репрессий. Часть 2. узницы "АЛЖИРа" в КарЛаге". Вышла она незначительным тиражем и разошлась лишь по отдельным областям республики.
В книгу включены 5284 кратких справки о заключенных лагеря.
Архивисты продолжали работу, ведь стены АЛЖИРа не вмещали в себя всех потоков прибывающих членов семей "изменников родины", которые конвейером приговаривались и этапировались в Казахстан.
Их начали размещать в остальных отделениях КарЛага: в Балхаше, Жезказгане, Экибастузе (всего же территория КарЛага включала в себя 8 отделений общей площадью 17 129 квадратных километров).
Обновленный список через Астану передан в Москву, где по инициативе международного общества "Мемориал" и Ассоциации жертв незаконных репрессий г. Астаны и Акмолинской области стал ядром последней книги "Узница АЛЖИРа", в которой опубликованы справки о 7259 женщинах, оказавшихся не только в Малиновке, но и в прочих отделениях КарЛага.