Еще в прошлом веке британский экономист Джон Кейнс изрек фразу: “Спрос рождает предложение”. Глядя на обширное предложение интим-услуг, понимаешь, что со спросом в Астане все в порядке.
Не осуждая и не одобряя сторонников платного секса, сам я к его услугам никогда не рисковал прибегать. Но ради журналистского расследования решил углубиться в тему. Как выяснилось, ассортимент интимных услуг в Астане довольно широк. И места, где можно “купить” девушку, хорошо известны. Традиционно – это район вокзала, где секс-бизнесу активно содействуют владельцы квартир, сдающие их внаем, совмещая эту деятельность с поисками клиентов для “ночных бабочек”.
Другое популярное место, по иронии судьбы, площадь рядом с медицинской академией. Сюда на свой промысел некоторые начинают “вылетать” уже после семи вечера. Как правило, эти одеты неброско, без излишеств. Если бы не стояли на заветном пятачке, вылавливая такси, не догадался бы, кто они. Как рассказывает работница одной из ближайших аптек, с наступлением темноты выходят девушки помоложе. Соответственно и цена на более “свежий и эффектный товар” возрастает. Выбираю одну – лет двадцати. Без лишних вопросов та садится ко мне в машину. Выясняю: приехала в Астану из провинциального города недавно. За час своих услуг она запросила 9 тысяч тенге. Более старшие ее коллеги соглашаются на меньшие суммы.
Как выяснилось, на таких пятачках промышляют жрицы любви “среднего пошиба”. “Элитные” на улицы не выходят. На работу они выезжают по звонкам из гостиниц и саун. Их цена возрастает до нескольких десятков тысяч тенге. Пестрит контактами проституток и Интернет.
Труженицами секса, по данным полицейских, чаще всего становятся малообеспеченные студентки либо девушки без образования. Нередко – это гражданки Узбекистана, Киргизии и Туркменистана. Часто их привозят на работу группами. Сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью ДВД г. Астаны за прошедшие полгода возбудили уголовные дела в отношении семи сутенеров. Две из них – женщины: 27-летняя гражданка Узбекистана и ее 18-летняя соотечественница обманным путем вывезли и насильно удерживали в течение трех дней на квартире с целью сексуальной эксплуатации двух девушек из Петропавловска. Нередки случаи вовлечения в коммерческий секс несовершеннолетних девочек.
По словам начальника управления по борьбе с организованной преступностью Бахыта АШКАРОВА, проституция в Астане угрожающих масштабов не приобрела. А количество “ночных бабочек” колеблется в зависимости от времени года.
Несмотря на плодотворную работу убоповцев, меньше работниц коммерческого секса не становится. Искоренить проституцию, как говорят эксперты, все равно не удастся.
– Проблема в том, что в Казахстане она не является уголовно наказуемым деянием, – говорит Бахыт Ашкаров. – Мы можем привлечь к ответственности лишь сутенеров. Профилактические беседы, видеосъемка, вызов родителей и родственников – это все меры, которые могут предпринять сотрудники правоохранительных органов в отношении жриц любви.
Поставили на спецучет, сняли отпечатки пальцев, отправили на медосмотр – и все. Завтра они снова выходят на работу. Действенной мерой, по мнению Бахыта Ашкарова, могло бы быть введение административного наказания за занятие проституцией.
– Наказывать следовало бы и квартирных арендодателей, и таксистов, оказывающих услуги развоза, – добавляет начальник УБОПа.
А сегодня борьба с проституцией больше напоминает борьбу с ветряными мельницами.
Ерлан МЕДЕНОВ, Астана