«Ничему не научились»: история с убийством школьников в России может повториться в Казахстане

Один из учеников 9-го класса пронес в школу топор и нож и до начала уроков напал на трех старшеклассников. К счастью, дети остались живы, но двое из них попали в операционную, а затем – в реанимационное отделение. В прокуратуре сообщили, что, по предварительным данным, нападавший состоит на психиатрическом учете. Позже в соцсетях появилась фотография маски и топора, которые, предположительно, использовал нападавший.

Должны ли, помимо самого нападавшего, понести уголовную ответственность те, кто допустил его к учебе и к контакту со сверстниками, если его нездоровое психическое состояние подтвердится? Ставит ли этот эпизод качество и уровень безопасности в казахстанских школах под большой и жирный знак вопроса? И почему в нашей в стране для того, чтобы принять необходимые меры, как правило, в спешке и впопыхах, обязательно должна пролиться кровь?

Медиа-портал Caravan.kz приводит мнение отечественных экспертов на этот счет.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы Танир Хожанов рассказал нам, что проблему возникновения подобных рисков нужно решать комплексно. 

«Казалось бы, опыт работы в колониях строгого режима должен притуплять проявления чувствительности при подобных инцидентах, но, признаться честно, меня порой ужасают заголовки в новостной ленте. Время от времени происходят ужасающие события – трудно и страшно представить, что происходит у таких подростков в голове, и на какую жестокость готовы пойти наши дети. Думаю, в нынешнее время нужно уделять куда больше внимания безопасности в школах, ведь, как показывает печальная статистика, за последние годы такие инциденты случаются все чаще и чаще.

Исходя из тех данных, что есть на сегодняшний день, сложно дать однозначную оценку ситуации со стороны. Мы знаем, что этот юноша вроде как нездоров психически – тут надо выяснить, проявлял ли подросток агрессию ранее, или же это единичный случай. С другой стороны, как мне кажется, –  нельзя просто так и полностью отделить человека от общества, ведь так он становится изгоем, и последствия могут быть еще более страшными и непоправимыми.

Думаю, люди, которые допустили его к учебе и контакту с другими детьми, как и его мать, которая воспитала его и лучше других знала, на что он способен, безусловно, должны быть привлечены к ответственности. Не думаю, что к уголовной, но они должны понести определенное наказание.

Согласен, из многих казахстанских школ сейчас сделали чуть ли не заведения закрытого типа – казалось бы, посторонний человек туда попасть не может. Но, как мы видим на примере вчерашнего эпизода, эти меры оказались не такими уж действенными и не помогли избежать трагедии. И это наверняка большое счастье и случайность, что обошлось без жертв.

Но также хочу заметить, что тут даже вопрос не столько безопасности, сколько в самом изменении мышления и воспитания подрастающего поколения. Вспомните, как было раньше: в школах не было вообще никаких мер безопасности, в плане комендантов или ограничений. По моему мнению, в нынешнее время подростков нужно больше ограничивать в интернет-пространстве. Много насилия прививается подросткам. Не думаю, что одним лишь усилением мер безопасности в школах мы добьемся результатов. Не думаю также, что можно добиться результатов прямо здесь и сейчас. Работу нужно провести большую, тщательную и комплексную. И, как я уже говорил, нужно уделять больше внимания воспитанию учеников не только со стороны родителей но и учителей. Мы не можем лишить детей возможности проводить время в Интернете – это стало неотъемлемой частью нашей жизни. Но контролировать, чем занимается ребенок в Сети, что смотрит и читает, какой контент получает – это, как показывает горький опыт, уже жизненно необходимая мера.

В Казнете появилась фотография маски, в которой ученик в Петропавловске напал на детей

Также есть нехорошая тенденция, что у нас, в верхах, начинают задумываться и принимать поспешные решения только тогда, когда уже все случилось. Уже изученная схема: у нас проведут проверки, будут сверхусиления (причем наверняка и в других городах), наверняка будут громкие порицания ответственных лиц, отставки и, возможно, возбуждение дел; но, как подсказывает опыт, это едва ли возымеет нужный эффект, и история в будущем может повториться. А поэтому нужен совершенно другой подход. Хочется верить, что меры будут приняты здравые и рациональные, чтобы минимизировать подобные риски в будущем», - отметил правоохранитель.

Общественник и журналист Закиржан Мамлютов в свою очередь заявил, что сам поднимал эту тему не раз.

«Поднимал эту тему после каждого подобного случая в соседней стране (России – Прим. ред.), особенно после убийства детей в средней школе Казани. Я писал о том, что рано или поздно это может произойти у нас. На проходной нет металлоискателя, там сидят бабушки-вахтеры. Я писал, что мы тратим миллиарды на пафосные мероприятия, но не можем сделать безопасной нашу школу.

Поймите уже наконец - в школах должны быть охранные агентства. И не просто пенсионеры МВД, которые устроились зарплаты ради и, по сути, выполняют порой роль отпускника. Там должны быть специально обученные парни. На проходной должны быть рамки металлоискателя, службы ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних – Прим. ред.) должны отрабатывать по максимуму, психологи должны держать на контроле таких школьников. Многие сейчас пишут, что бедой всему Интернет. Возможно. Не спорю. Но это часть жизни детей, и массово перекрыть Интернет невозможно. А вот выделить бюджеты на спецохрану и устройства доступа в школу возможно. Выздоровления пострадавшим деткам, анализа – случившемуся и переосмысления властями того, что произошло», - поделился мнением Мамлютов.

Преподаватель Ерлан Алибай считает, что обеспечить все школы Казахстана профессиональной охраной и спецоборудованием будет проблематично.

«Коррупционные риски, бытовые риски, старшеклассники могут повздорить с охраной, охранникам могут приглянуться старшеклассницы, кто круче – физрук или охранник и т.д. В сельских школах, опять же, это все нереально реализовать. Как будут себя чувствовать дети при вооруженных охранниках – завтра они начнут порядок в школе устраивать. Вооружить, нанять профессиональных охранников, поставить рамки, ужесточить – это не выход. Объединить полицейские участки со школами – можно, как вариант. Со школьниками проводить занятия на такие случаи, чтобы знали, как себя вести, а не ходить с пробитой головой и думать, что это прикол. Повсеместно нужны камеры и кнопки реагирования», - отметил Алибай.

Психолога кризисного центра Салтанат Маусеитовой рассказала Zakon.kz о такой проблеме, школьных психологов, во-первых, мало – один-два человека на большое количество детей. Во-вторых, их компетенция все еще вызывает вопросы. Что примечательно, подобного мнения о коллегах, занятых в образовательных учреждениях, придерживается не только Маусеитова. Ранее другие эксперты сходились во мнении: туда идут работать кадры со специальностью «педагог-психолог» – он может преподавать, а не консультировать. Плюс проблема конфиденциальности: директор и любой проверяющий орган может «вытрясти» из такого специалиста сокровенные тайны ребенка. Вы бы доверили ключ – с правом передачи?

Почему люди все чаще стали прибегать к насилию

«Конечно, в первую очередь мы должны говорить о школьных психологах. Но также мы должны говорить еще и о предметниках, классных руководителях. Они нуждаются в тренингах, направленных на развитие эмпатии, умения распознавать детские настроения. Я понимаю, что нагрузка высока, но вопрос стоит очень остро. У ребенка была депрессия? Депрессия не протекает бесследно – у нее всегда есть симптоматика. Если ребенок не посещает школу, вяло себя ведет во время занятий, плаксив, имеет нарушения аппетита, сна, перепады настроения, нужно сразу бить в колокола, направлять к психологу, а то и к психиатру. Здесь нужно говорить о повышении квалификации психологов и психиатров», - сказала Салтанат Маусеитова.

Она также отметила, что «дети с классической депрессией обычно не являются такими агрессивными». То есть, возможно, у мальчика с топором есть дополнительная клиника. Ментальное здоровье, отмечает спикер, нуждается в заботе не меньше физического. Посему помощь должна быть доступной, бесплатной – что-то вроде системы ОСМС.

Психотерапевт Сергей Скляр взглянул на ситуацию под иным углом.

«Агрессия является одной из ответных реакций на окружающую среду. Она может носить как защитный характер, так и характер активного воздействия на внешнюю среду. К сожалению, мир не становится менее агрессивным со временем, и детская жестокость – это прежде всего проявление взрослой жестокости. В каждом конкретном случае агрессивность ребенка, тем более с такими тяжелыми последствиями, нужно рассматривать индивидуально. Но, к сожалению, нет единой меры, которая бы могла со 100-процентной гарантией нам дать предотвращение таких случаев. Ни одна страна от этого не защищена. Та работа, которая ведется в школах, необходима и важна. Но нагрузка несоизмерима с объемом поставленных перед ними задач», - подчеркнул Скляр.

Свою лепту вносит и стигматизация психических расстройств в общем, и обращения за помощью в частности, уверен Скляр. Порой дети вынуждены настаивать на обращении к специалисту, родителей же пугает перспектива постановки на учет и общественного осуждения.