Понятно, что лакомый кусочек земли в районе Ремизовки мог привлечь внимание инвесторов: рядом главная артерия города – проспект Аль-Фараби, развитая инфраструктура. Но ведь холм-то не простой. Вот уже несколько десятков лет здесь покоятся тела усопших. Находясь здесь, испытываешь благоговейный страх и почтение перед миром ушедших.
Но чиновникам, похоже, эти чувства чужды. Год назад они решили убрать с холма кладбище. Пришедшие помянуть родных и близких горожане увидели бумажки на оградках: мол, в связи с переносом кладбища просим обратиться по таким-то телефонам. Тогда это вызвало скандал, и чиновники из акимата сообщили, что здесь будет городской парк. Часть могил все-таки была перенесена, но из-за широкой огласки и недовольства людей работы на холме прекратились. Вскоре его обнесли капитальным каменным забором и как будто забыли. Но после того как шум утих, на заборе вдруг появилось объявление о продаже земельных участков под многоэтажное жилое строительство.
Горожане дозвонились в редакцию и попросили выяснить: неужели земля, в которой покоились их предки, будет отдана частным застройщикам?
Мы решили отправиться прямиком к холму и посмотреть, что там происходит, своими глазами. С нами поехал глава Союза мусульман Мурат ТЕЛИБЕКОВ, который еще год назад выступал против переноса кладбища.
– Да, я знаю, что на заборе вывесили объявление о продаже участков. Если это действительно так, то у людей, похоже, не осталось уже ничего святого. Еще тогда, когда переносили могилы, было очень много нехороших ситуаций, люди рассказывали, что им даже предлагали деньги. Но не все согласились тревожить усопших, несколько могил остались не тронутыми.
Мы подъезжаем к огромному каменному забору, которым обнесли холм, за ним следует “второй кордон” – железный забор, мы проходим через небольшую щель в заборе и карабкаемся на самый верх. С вершины открывается вид на город. Действительно, место здесь шикарное, любой инвестор залюбуется. Но на вершине до сих пор находятся могилы.
– Когда встал вопрос о переносе могил, людей уверяли, что это старое кладбище, поэтому перенести его можно, – говорит Мурат Телибеков. – Но вы сами посмотрите, какой год на этой надгробной табличке: 1990, а вот на той – 1991…
Возможно, именно поэтому эти могилы остались не тронутыми. И о создании какого парка и тем более жилого дома на этой территории может идти речь?
Мы решили позвонить по номеру, который указан на плакате, украшающем забор вокруг холма. Ответа долго ждать не пришлось. Приятный голос на том конце провода подтвердил, что компания действительно занимается продажей земельных участков. И на продажу выставлено 2 гектара земли под многоэтажную жилую застройку. Но как только мы спросили про то, как возможно строительство на месте кладбища, и стало очевидно, что мы вовсе не потенциальные покупатели, на том конце провода попросили минутку и удалились посовещаться…
Совещались долго, а потом сказали: земля вовсе не та, объявление просто висит на заборе. Вот как! Кому принадлежит холм, ответить затруднились.
В связи с этим хотелось бы обратиться к акимату Алматы: поясните, пожалуйста, горожанам, что же будет на месте кладбища? Парк, дом, ресторан, отель? Или землю оставят мертвым и не будут тревожить аруахов?..