Ни совести, ни денег


Но механизм доставки средств везде одинаков: их доставляют разносчицы. И поскольку главным гарантом получения денег является совесть последней, "дорожные" все чаще и чаще не доходят до получателей. Старики требуют разобраться!
Одной бабушке не принесли "дорожные" деньги. И третьей и четвертой. И как выяснилось, масштабы столь необычного грабежа пенсионеров велики. Но поскольку суммы смешны - дорожные деньги в южной столице составляют 436 тенге в месяц на человека, удивляет другое. Полная беззащитность стариков и абсурдная безнаказанность тех, кто пользуется их беззащитностью.
Сценарий хищения прост до неприличия: человек, который разносит средства по домам пенсионеров (в народе называется разносчик, чаще разносчица), берет и не доносит до них полагающиеся суммы. Случайно или умышленно, не имеет значения. Важно, что после незаконного удержания средств, в ведомостях появляются росписи пенсионеров, которые эти деньги якобы получили. При этом самым важным аргументом честности разносчицы во всех случаях является… (вы не поверите!) - сумасшествие стариков! Разносчицы не стесняются говорить о том, что пенсионеры из ума выжили, память потеряли, вот и не помнят, как денежки получили, роспись поставили, а теперь ищут вчерашний день и вчерашние деньги. Под маркой чокнутых сотни пожилых людей в южной столице не смогли доказать свою вменяемость и получить законные дорожные средства за тот или иной месяц!
Приблизительно такой классический случай произошел с Марией Дмитриевной Белоус. Ей в июне не принесли дорожные деньги, и с тех пор пожилая женщина, с подачи своей разносчицы по имени Гайни, ходит, чуть ли, не в сумасшедших! Она рассказывает:
-Деньги должны были, как всегда, принести домой. Я добросовестно ждала. Но встретиться с разносчицей не получилось. У меня случились неотложные дела. Пошла на почту. Получаю пенсию и дорожные на почтовом отделении № 36. Когда сотрудница почты заглянула в компьютер, оказалось, что пенсия моя цела и невредима, деньги есть, а вот дорожных средств почему-то нет. Предположила, что я их якобы уже получила! Я очень удивилась, ведь разносчица приносит и те и другие средства одновременно, не могла же я дорожные получить, а пенсию - нет! Но меня даже слушать никто не стал. По компьютерным данным моих дорожных денег не было, значит, их мне выдали и все! Железная логика…что тут скажешь?
Озабоченная странным поворотом событий (Мария Дмитриевна слышала, что стариков часто дурят, но не таким же нелепым способом), она обратилась за разъяснением в райсобес. Там старушку уверили, что ее дорожные средства были перечислены на почту № 36. Предложили хорошенько искать деньги там.
Тогда Мария Дмитриевна пошла к заведующей почты с просьбой разобраться в данном вопросе. Пыталась объяснить, что разносчицу денег не видела, своей подписи в ведомости не ставила, дорожных денег не получала. Заведующая почты, ознакомившись с проблемой, категорично заявила, что разбираться не будет. С ее слов получалось, что разносчица выдала бабушке деньги, роспись в ведомости есть (она ее видела), значит, бабушка может идти домой и не тратить время даром. Правда, разговор был не таким корректным и выдержанным. На прием к заведующей Мария Дмитриевна ходила не одна, а вместе с человеком, который ее хорошо знает и может подтвердить, что пожилая женщина не страдает амнезией, рассудительна, дееспособна, подрабатывает, деньги считать умеет и так далее. Однако почта - это не то место, где хотят видеть и слышать живых свидетелей, когда речь идет о деньгах пенсионеров. Заведующая почты требовала очистить помещение и грозилась вызвать милицию. Милицию вызвали живые свидетели. А что оставалось делать людям, с которыми разговаривали по-хамски? Наряд полиции, нарвавшись на старческую проблему, действовал по закону, а именно - бездействовал. "Подобные дела должны рассматриваться в административном порядке", - проинструктировал старушку страж порядка. Чем дело закончилось? Бредом разносчицы, которая уверяла, что бабушка расписалась за дорожные, получила их и все напрочь забыла, но ведомости показать старушке для опознания росписи отказалась, так как все бумаги зачем-то уехали в Талды-Корган.
Заведующая почты, поддерживая данную версию разносчицы, обещала, что в ближайшее время отпустит сотрудницу в отгулы, та съездит в Талды-Корган, привезет ведомости, тогда все станет ясно окончательно. Сегодня на дворе конец октября. Никто ни в чем разбираться не собирается.
Правда, с тех пор пенсию и дорожные деньги гражданка Белоус получает исключительно на почте, дождаться дома разносчицу не может, та упорно ее избегает. И те, и другие выплаты почта выдает аккуратно, до копеечки. Но июньские деньги накрылись медным тазом?
Недавно Мария Дмитриевна ездила в выплатной центр. Хотела раз и навсегда прекратить это безобразие, то есть недополученные дорожные средства она уже не надеется получить, но решила хотя бы застраховать себя от новых посягательств нечистоплотных разносчиц. Умные люди надоумили открыть расчетный счет в банке (это не возбраняется), написать заявление о переводе средств на этот счет. Увы, не получилось. Просидев полдня в очереди к инспектору своего участка, вернулась домой ни с чем. Что делать дальше?
Я позвонила в юридическую консультацию, которая оказывает помощь пенсионерам, рассказала эту печальную историю и задала этот самый вопрос: что делать? Мне сказали, что бабушка смело может идти в прокуратуру, писать заявление. Прокуратура разберется. Будут подняты ведомости, сделана сверка почерка. Другого пути законно доказать свою вменяемость, честность и принципиальность нет.
Ирина Алексеевна Савостина, председатель Ассоциации "Поколение" подтвердила это, кстати, добавив, что подобного рода происшествия случаются часто, но никто не может помочь старикам навести порядок в данном вопросе. И еще сказала, что лично у нее на кухне висит пришпиленный к стене кусок картона, на котором расчерчен график получения пенсионных денег и дорожных средств. Помимо этого заведена специальная тетрадь - книжечка, в которой разносчица денег расписывается за выданные суммы. При таком раскладе никакие махинации с деньгами не возможны.
Ну а те, кто уже прошел унизительную процедуру выбивания дорожных денег, наглым образом удержанных их разносчицами, посоветовали написать досудебную претензию в выплатной центр на имя господина Оспанова (с их слов претензия работает, поэтому привожу содержание обращения полностью, может быть, кому-то понадобится)…
"Такого-то числа такого-то месяца , я - такая-то такая-то, не получила свои дорожные деньги. Отделение почты - такое-то. В ведомости не расписывалась. В ней стоит не моя роспись. В связи с чем прошу разобраться по данному вопросу в течение трех дней. После чего оставляю за собой право обратиться в прокуратуру для выяснения вопроса в судебном порядке. Также довожу до вашего сведения, что если дело дойдет до суда, вам придется оплатить стоимость юридической консультации -1500 тенге, дорожные расходы - 200 тенге, судебные издержки - ... тенге, моральный ущерб - 10000 тенге".
Старики говорят, что охотников выяснять отношения с чиновничьей машиной находится немного: здоровье не то, да и опять же, денег нет. Потому многие машут рукой на подобные недоразумения. Но абсолютно все горячо желают, чтобы в стране был выработан четкий и гарантированный механизм получения социальной помощи. В принципе, он есть. Ходячие бабушки и дедушки всегда могут прийти на почту и получить свои деньги (все данные занесены в компьютер, там подпись не подделаешь), а что делать больным пожилым людям, которые не в состоянии дойти до почты или открыть собственный расчетный счет в банке? Надеяться на совесть разносчицы? Предположим, пусть даже и так, но тогда должны существовать правовые механизмы привлечения ее к ответственности. Увы, таковые пока отсутствуют.
От редакции:
Как только наш журналист заинтересовался этой проблемой, гражданку Белоус вызвали на почту, извинились и торжественно вручили ее "дорожные" деньги.