Ни бе ни ме

“Всяк, кому не лень” – в этом контексте не ирония. Уход за скотиной – тяжелейший ежедневный труд, ленивому не заработать ни копейки.

Сейчас этот бизнес в аулах четко отлажен. Кто-то держит четыре свиньи, а кто в собственном дворе и все двадцать. Кто-то, благо земля своя, ставит на откорм четырех здоровенных быков, рожденных от семени племенных бугаев из США. Кто-то с сыновьями пасет сотню овец во главе со здоровенным кошкаром, благодаря которому их численность не уменьшается. Откормил – тебя ждет перекупщик, адрес которого, как правило, знают все в округе. Он дает примерно половину от рыночной стоимости и не уступит животноводу ни тенге. Зато заберет любое количество свежих туш.

Перекупщик на рефрижераторе везет мясо в Алматы и сдает кому-нибудь из многочисленных оптовиков. Здесь уже в полной ценовой зависимости он сам. Оптовик распределяет товар по местным торговцам, все организовывает и сам отвечает за все. Так как в южную столицу мясные потоки тянутся со всех сторон, возникает парадоксальная ситуация – мясо где-нибудь в райцентре Саркан, то есть там, где скотину выращивают, ничуть не дешевле, чем за 350 километров в Алматы. Оно в ауле дороже.

– В прошлом году местный предприниматель выиграл тендер на поставку мяса в одно солидное сарканское учреждение. Поставлял исправно год, а позже выяснилось, что мясо он возил… из Алматы. Потому что там оно на порядок дешевле, – рассказал бизнес-тренер проекта “Бастау” в Саркане Асет Джексемба.

Любой фермер, занимающийся скотом в Алматинской области, сразу же ориентируется на Алматы. Потому что в родной деревне все далеко не просто.

– В Саркане действует мясная мафия, которая определяет цены на баранину, говядину, конину, – рассказал “КАРАВАНУ” крупный местный фермер, имя которого мы называть не станем. – В результате в случае своеволия тебя либо вежливо предупредят, либо ты столько пробегаешь за справками и разрешениями, что оно у тебя просто протухнет. Мясных магазинчиков два или три, и они в сговоре. Торговать с прилавка нельзя. Так что мясо в любом случае придется сдавать перекупщикам.

Что же несут с базаров и едят в кафешках алматинцы и гости южной столицы? Ветеринарный контроль гарантирует – или должен гарантировать – только то, что вы не отравитесь и не отдадите богу душу после того, как приготовите купленное на базаре мясо или отведаете горячей тандырной самсы.

– Наше мясо оптовики ждут и принимают с радостью, – говорит перекупщик из Саркана с двадцатилетним стажем Любовь Силашкина. – Наши казахи выращивают его в горах, на природной траве. А в Южном Казахстане, откуда в Алматы идет много скота, применяют какие-то биодобавки. Мясо привлекательное на вид, но, когда варишь, оно сильно пенится, и запах возникает очень неприятный. Но ветеринарный контроль, СЭС такое мясо проходит свободно.

По ее же словам, в окрестностях Алматы в последние годы начало действовать несколько крупных свиноферм. Там хрюшки умудряются набрать “убойные” 150 килограммов за какие-то полгода. В обычных условиях для этого требуется как минимум год. Может быть, именно поэтому в Алматы регулярно возникают жуткие слухи о собачьем мясе, которое продается на базарах и из которого делают самсу?..

Цена на любое мясо в любом регионе Казахстана будет и дальше расти. Как мне сказали в Саркане, чего другого ждать, если ячмень – один из основных откормочных продуктов – вчера стоил 1 800 тенге за мешок, а сегодня – 2 200

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ