Как известно, заключение о состоянии психического здоровья человека выдает не один специалист, а комиссия. То есть решение должны принимать не менее двух специалистов. При этом Алматинский областной центр психического здоровья и наркологических расстройств за последние два года по постановлениям следователей провел около 800 (!) психиатрических экспертиз. В поисках ответа мы решили обратиться к главному врачу учреждения Гульнар АЙБАСОВОЙ.
Однако, прибыв в город Талгар на улицу Асан Кайгы, где расположен Алматинский областной центр психического здоровья и наркологических расстройств, попасть на прием к главному врачу мы не смогли. Нас к ней не пропустили.
Тогда мы направили запрос в Министерство здравоохранения, в котором поинтересовались, как проводится судебно-психиатрическая экспертиза и кто имеет право ее проводить?
Ответ пришел за подписью председателя Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Казахстана Назарбека БЕЙСЕНА:
“Согласно пункту 5 инструкции по производству судебно-психиатрической экспертизы, утвержденной приказом министра здравоохранения от 12 марта 2010 года
№ 164, экспертиза проводится комиссионно, не менее чем двумя экспертами. Для производства экспертизы по вопросу о вменяемости лица назначаются не менее трех судебно-психиатрических экспертов.
В соответствии со статьей 12 Закона от 20 января 2010 года № 240-4 “О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан” эксперт должен иметь высшее образование и специальные научные знания, обладать квалификацией, подтверждаемой свидетельством на право производства определенного вида судебной экспертизы, быть аттестованным уполномоченным органом в области здравоохранения и внесен в Государственный реестр судебных экспертов”.
Мы также поинтересовались, соответствуют ли сотрудники Алматинского областного центра этим требованиям? Ответ Назарбека Бейсена был шокирующим и подтвердил самые мрачные опасения: “Из сотрудников ГУ “Алматинский областной центр психического здоровья и наркологических расстройств” квалификационное свидетельство на право производства определенного вида судебных экспертиз и аттестационное свидетельство по специальности “Судебно-психиатрическая экспертиза” имеет один сотрудник”.
Как тогда быть с сотнями выданных этим учреждением экспертиз? Получается, что они, мягко говоря, не вполне законны? Что мы можем предположить, если судебно-психиатрические экспертизы проводили сотрудники, которые не были аттестованы и не имели квалификационного свидетельства? Ведь этими заключениями руководствовались следователи и судьи! А может, люди, признанные психически невменяемыми, на самом деле таковыми не являлись? Значит, они могли избежать уголовной ответственности?
Наш вопрос министру здравоохранения Республики Казахстан Салидат КАИРБЕКОВОЙ:
Как стало возможным, что важнейший вид экспертизы проводится в обход закона?