Истина где-то посередине
Сразу стоит отметить, что все приведенные ниже истории нигде документально не зарегистрированы. Их местные жители передают из уст в уста, и нередко даже от двух собеседников можно услышать три разные версии произошедшего. Тем не менее материальные доказательства чудес существуют. Их можно увидеть своими глазами и даже потрогать.
Мавзолей Абат-Байтак сейчас стал туристической жемчужиной Актюбинской области. Он был построен в 1750 году. Кроме паломников, сюда часто приезжают иностранные туристы. Например, поклонники Димаша, приехавшие в Актобе посетить места, связанные с кумиром, обязательно хотят посмотреть что-то аутентичное, с национальным колоритом, а архитектура мавзолея немного напоминает сакральный Туркестан. Абат-Байтак находится недалеко от трассы, и путь сюда относительно лёгкий, в отличие от других локаций.
А ведь уникальная достопримечательность могла исчезнуть лет 70 назад. В 50-е годы окрестные земли попали под программу освоения целины. Партийцам совсем не нравился тот факт, что целинники будут жить рядом с религиозным объектом, задавать местным всякие вопросы о суфиях, которые построили это сооружение, а то ещё побегут туда молиться.
Местные жители верят, что если в мавзолее провести ночь за молитвой, то исполнится самое заветное желание и вообще откроется дорога на удачу. Паломники приезжали сюда даже во время антирелигиозной кампании.
Ещё одно любопытное место возле мавзолея – ствол окаменевшего дерева. Он и в прохладную погоду сохраняет тепло. Народная молва гласит, что если прикоснуться к камню двумя ладонями и просто постоять, настроив мысли на нужный лад, то болезни и прочий негатив уйдут навсегда, а тело наполнится бодростью и здоровьем.
Небеса против вандалов
Похоронить близких в некрополе рядом с мавзолеем тоже хочется очень многим. Сейчас комплекс охраняется, как памятник республиканского значения, но доходит до того, что людей хоронят ночью, пока спит охрана. При советской власти объект не охранялся, и незаконные похороны носили стихийный характер.
Естественно, в стране победившего атеизма такое было неприемлемо.
В одно утро сюда пригнали технику со всего района. Было принято решение сравнять мавзолей с землей, а кирпичи вывезти для постройки кошар и коровников. Так как местные жители отказались участвовать в святотатстве, то управлять техникой поручили самым активным атеистам из комсомольцев.
Тут-то и начались чудеса. Абат-Байтак смог себя защитить. Тракторы и экскаваторы глохли без всяких причин. Ремонтные бригады только разводили руками. Внутри всё было исправно. Потом люди стало жаловаться на беспричинный страх, головные боли и проблемы с сердцем, а совершенно чистое небо затянуло тучами, поднялся сильный ветер, и совсем близко засверкали молнии. Тут уж сломались самые отчаянные атеисты.
Спешно был составлен документ, что в связи с погодными условиями в данный момент снос выполнить невозможно, а техника нужна в других местах, поэтому ждать улучшения погоды неэффективно.
Как только поступило распоряжение отгонять технику, тракторы и бульдозеры прекрасно заработали, а небо прояснилось. Про Абат-Байтак благополучно забыли на 20 лет, а там пришли другие времена. В 1982-м его взяло под охрану государство, как памятник истории.
Деву каждый обидеть может
В истории Абат-Байтака был эпизод, где он смог защитить себя от осквернения дорогой ценой. Рядом с кирпичным мавзолеем есть сооружение поменьше, из самана. Его называют Кыз Аулие, то есть Святая Дева. Лет 200 назад это захоронение облюбовала под жильё очень бедная семья. Саман хорошо спасал от холода и непогоды, а мазар был довольно просторным. Всё было хорошо, пока паре не приспичило исполнить супружеский долг внутри святилища. Осквернения похотью мазар не выдержал, и на своде появилась огромная дыра. Для проживания мавзолей стал непригоден, и пара развратников оттуда ушла. Огромная дыра в своде осталась до сих пор, а сам мазар простоял ещё два века и рушиться не собирается.
Можно списать это на свойства капризной глины, но любой владелец саманного домика знает, что вообще-то всё происходит с точностью до наоборот. Пока внутри глиняного сооружения живут люди, домик может простоять столетия. Очаг и тепло человеческих тел просушивают глину после дождя и растаявшего снега, а в жару испарина от дыхания и пота стены увлажняет, не давая осыпаться. Если же дом покинуть, то уже через пару лет на его месте останется только холмик, а потом и его размоют дожди.
15 лет назад, во время реставрации комплекса, отверстие в Кыз Аулие заделывать не стали. Оно так и служит назиданием для слишком распутных пар.
Святыня в подвале
Мавзолей Котибар-батыра находится примерно в двухстах километрах от Абат-Байтака. Он спрятан далеко в степи, и нормальных дорог рядом нет, потому туристов там практически не бывает. Кроме того, при восстановлении захоронения в 90-х сооружению придали не совсем традиционную форму. Оно напоминает не мечеть в миниатюре, как это обычно принято у мусульман, а белоснежный шлем посреди степи. Со стереотипным Востоком это новаторство у туристов не вяжется, поэтому к Котибар-батыру едут только паломники.
А век назад на этом месте стоял обычный мазар из кирпича. После того, как к власти пришли большевики, мазар разрушили без всякой на то причины. Он стоял на отшибе и никому не мешал.
Просто какой-то красный комиссар решил, что нечего тут устраивать религиозное мракобесие.
Местным жителям удалось спасти только кулпытас с арабской вязью. Его один из жителей спрятал в подвале, где камень хранился почти 70 лет. Каждое поколение в этом доме завещало другим достать кулпытас только, когда времена изменятся и люди снова вернутся к традициям предков.
Но далеко не все сельчане оказались настолько набожны. В аул прибыло несколько ссыльных семей, и, затеяв стройку, они обратили внимание на то, что на месте захоронения без дела валяются около тысячи отличных кирпичей. Даже простые камни в этих местах большая редкость, а тут такое сокровище! Аксакалы отговаривали их от святотатства, но новосёлы только смеялись над дремучестью местных.
Кирпичи с мазара пошли на печи. Запасов хватило на пять домов. Новоселы опять злорадствовали. Дескать, отсталые местные мерзнут у допотопных очагов, когда могли бы плюнуть на суеверия и построить такое чудо - нечто среднее между русской печью и голландкой.
Страшная месть батыра
Но злорадствовать им пришлось недолго. В первую зиму несколько жильцов новых домов слегли с непонятной болезнью, а еще через три года в живых из новосёлов не осталось никого. Местный фельдешер определить заболевание не смог, но, судя по симптомам, которые описывали сельчане, этот недуг напоминал онкологию: мучительные боли, рвота кровью и страшные опухоли.
Суровый батыр, в отличие от мудрого суфия, похороненного в Абат-Байтаке, жестоко мстил наглецам, осмелившимся осквернить место его упокоения.
Богохульный выстрел
Дома опустели, но селиться в них никто не хотел. Ссыльные строили их добротно, и пугающие остовы простояли еще долго. Как только на месте захоронения стали возводить новый мавзолей, дома сломали, а проклятые кирпичи вернули на место.
Совпадение это или нет, но после такого шага случаев тяжелых заболеваний а ауле зафиксировано не было, хотя в селе дела с медициной обстоят не лучшим образом.
Судьба же комиссара, который приказал осквернить могилу, неизвестна. В ауле он пробыл недолго и куда-то уехал. Больше о нём никто не слышал.
А вот участь его коллеги, который в посёлке Карабатук, осквернил мечеть, долго была на слуху.
Желая показать свою молодецкую удаль, преданность революции и презрение к предрассудкам, коммисар собрал всех жителей поселка на главной площади и демонстративно сбил пулей из нагана полумесяц с крыши мечети. Нельзя не отметить, что стрелял комиссар действительно метко. Попасть с первого выстрела в небольшой полумесяц, находящийся на высоте 15 метров, да ещё из нагана. Да и вообще, судя по рассказам стариков, комиссар был настоящим Джеймсом Бондом. Легко одолевал в кулачном бою трёх крепких мужчин, лихо ездил верхом, мог выпить штоф водки и твёрдо держаться на ногах.
Тем удивительнее будет узнать подробности его гибели. Крепкий, молодой мужик утонул в речушке, которую и дети переходили вброд. Он споткнулся практически на ровном месте, упал лицом в реку, рефлекторно сделал резкий вдох - и вода наполнила лёгкие.
Святой символ подобрали сельчане и спрятали от греха подальше. Сейчас мечеть украшает новый полумесяц, а старый хранится в поселковом музее.
Что и не снилось нашим мудрецам
Дом, который будто магнитом притягивают самоубийц, есть практически в каждом городе Казахстана. В Павлодаре это высотка на пересечении проспекта Тәуелсіздік и улицы Чокина, в Актау - дом № 7 в 4-м микрорайоне, а в Актобе смертельную жатву собирают сразу две высотки: одна по улице Тургенева и другая - в небоскребе комплекса "Актобе Ажары".
Мистики в этом феномене нет. Психологи давно поняли, почему большинство самоубийств совершается в одной точке города. Это стало известно после исследований леса Аокигохара, что у подножия горы Фудзи в Японии. Весь секрет проклятия этих мест в том, что человек, задумавший свести счёты с жизнью, не знает, как это сделать, чтобы было надежно и не очень больно. Тогда человек начинает копировать методы других самоубийц, о которых чаще всего говорят СМИ. Именно поэтому случаи суицида так пугающе похожи.
Но есть факт, который наука пока объяснить не в состоянии.
Большинство «нехороших домов» находится или на месте старых кладбищ, больниц и моргов, либо когда-то тут было совершенно зверское преступление.
Не исключено, что именно мрачный ореол смерти привёл сюда первого самоубийцу, а уж потом за ним последовали остальные.
Легенду из Уральска о том, что на Саункином Яру, самом высоком берегу Урала, водятся русалки, тоже давно обьяснили. Места, которые народная молва чаще всего населяет русалками, и правда опасны из-за изменения русла и водоворотов. Так что поверье, будто ходить туда рыбачить в одиночку чревато бедой, имеет под собой твёрдое основание.
Но тот факт, что утонувшие в этих местах за несколько часов нелестно отзывались об Урале или ругали реку, пока объяснить не удалось.