Владимиру Викентьевичу Пюрову уже 76 лет, а его творческая натура все не дает покоя. Сохранив в памяти ощущение голодного военного детства, он стал заядлым садоводом и огородником, чтобы обеспечивать свою большую семью овощами и фруктами.
– Вот молодые деревья посадил, а там внизу помидоры и ежевику, – хвалится своим хозяйством пенсионер. – Приспосабливаюсь, как могу. А что, телевизор, что ли, целыми днями смотреть? Вот я сажаю, экспериментирую. Потом на базаре в Воднике вполцены людям продаю, по 50–70 тенге за килограмм. Социальную программу решаю. У меня и разрешение маслихата есть, чтобы базарком не гонял…
Садоводство для Викентьича – не просто производство продуктов питания. Это его работа и отдых, его образ жизни и любимое дело! А экспериментирует пенсионер на даче в садоводческом обществе “Приозерное” Илийского района Алматинской области. В советские времена эти неудобицы рядом с заболоченным руслом речки выдавали под дачи семьям летчиков и других специалистов, тоже для решения продовольственной программы. Пюров расчистил болото экскаватором, и получился водоем, из которого теперь дачники насосами качают воду для полива. У себя на участке Владимир Викентьевич соорудил нехитрую систему из труб с отверстиями около посадок, получилось что-то вроде системы капельного орошения. А берега водоема укрепил ивовыми посадками, чтобы не осыпались.
За сезон со своего участка Владимир Викентьевич собирает до 40 кг ежевики, несколько тонн помидоров и огромное количество яблок и груш.
– Вот вам и наглядное пособие, как использовать водоохранные полосы. А нам все твердят о продовольственном кризисе и неконкурентоспособности по сравнению с Россией и другими странами. Кризис – для бездельников! – уверен Пюров. – А если я могу сотни килограммов экологически чистых фруктов, ягод и овощей собирать, продавать их дешево, то почему не дадут мне возможности тоннами выращивать? Чтобы людям дать свои, а не китайские привозные яблоки? – вопрошает садовод. – Вот такую же лесополосу я хотел бы посадить там, на бугре, ниже микрорайона “Ожет”, в природоохранной зоне речки Теренкара, пока ее не застроили, как другие русла. Сад, огород и вода для полива. Всё, что надо! Никаких капитальных строений. И охранять это нужно, чтобы не растаскивали на дрова да не сбрасывали сюда мусор.
Куда только не писал запросы садовод, продвигая идею об использовании природоохранных земель под фруктовые сады! И управление природных ресурсов и регулирования природопользования г. Алматы в своем ответе пенсионера поддерживает, цитируем: “Намерение В. Пюрова по созданию зеленой зоны на… участке Алатауского района, западнее микрорайона “Ожет”… не противоречит “Правилам содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы”. Тем не менее управление земельных отношений и акимат Алматы парируют, мол, в водоохранной зоне садоводство не предусмотрено (?!).
Так кто же в этом более прав? И почему пенсионеру-садоводу отказали в осуществлении такой благородной миссии?
Главный специалист управления земельных отношений г. Алматы Даурен ДАУТОВ считает, что Пюрову отказали, поскольку он просит землю в частную собственность, а эти земли не продаются. Хотя сам Владимир Викентьевич уверяет, что земля в частную собственность ему не нужна, поскольку платить за нее пенсионеру нечем. Главный специалист управления природных ресурсов и регулирования природопользования Ержан КУСАИНОВ сообщает: мы приветствуем инициативы людей по озеленению города, но не распоряжаемся его земельными ресурсами. Этим занимается городская земельная комиссия. А начальник отдела благоустройства Алатауского акимата г. Алматы Мухан АЛМАСАЕВ предлагает пенсионеру подать на 2013 г. заявку в управление природных ресурсов и регулирования природопользования г. Алматы на… участие в тендере по посадкам зеленых насаждений в природоохранных полосах.
Что же, Владимир Викентьевич не против и в тендере поучаствовать, лишь бы осуществить свою мечту – вернуть Алматы славу города яблок и накормить алматинцев местными, а не привозными овощами и фруктами. И в который раз приводит слова Президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА о том, что из страны, завозящей овощи и фрукты, мы должны стать их экспортерами.
Меж тем у районных акиматов своя логика. Вместо того чтобы подумать над предложением продвинутого пенсионера, районные власти лишь закрывают глаза на продолжающуюся застройку и засорение водо-охранных зон. Как, например, на крупную автозаправочную станцию, расположившуюся в низовьях реки Большая Алматинка при въезде в Бурундай. Или на домики хаотичного самостроя, разбросанные на родниках неподалеку. Зато они твердо противостоят Пюрову, считая, что сад на берегу речки Теренкара разбить невозможно. Хотя, по логике нормального человека с государственным мышлением, радеющего за природу, там место именно садам, а не бензоколонкам.
Ну а Пюров пока в одиночку решает продовольственную программу и все мечтает посадить на бугре тысячи деревьев.
– Представляете, здесь соловьи станут петь! Вот она, моя мечта… Меня не будет, а сад останется.