Общественный фонд «Центр социальных инклюзивных программ» открылся в 2018 году. Затем на базе фонда в Алматы появилась первая инклюзивная городская площадка.
О том, как в Казахстане работают центры развития детского творчества, в которых занимаются дети с особенными потребностями, рассказывает корреспондент медиа-портала Caravan.kz.
У каждого есть своя социальная роль
- Мы работаем в разных направлениях – академическом, спортивном и творческом. Также консультируем родителей. Для нас это очень важно. Чтобы родитель не чувствовал себя одиноко в вопросах социализации. Хотелось бы подчеркнуть, что мы занимаемся не реабилитацией, а именно социализацией, - рассказывает президент общественного фонда "Центр социальных инклюзивных программ" Салтанат Мурзалинова-Яковлева.
В 2020 году министерством образования и науки РК для развития инклюзии была введена новая должность – тьютор – ассистент педагога.
- На первых порах мы столкнулись с тем, что должность есть, а специалистов нет. Начали активно изучать этот вопрос. Тьютор – человек, который помогает, является наставником и в нужный момент сможет отпустить руку и позволить ребенку где-то проявить самостоятельность. Сейчас наша команда дистанционно обучается в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Это такой тренинг для тренеров, чтобы мы могли помогать тьюторам, - рассказывает Салтанат Мурзалинова-Яковлева.
По ее словам, в России существует региональная тьюторская организация.
- Соседние страны немного ушли вперед в этом плане, но мы перенимаем их опыт, и постепенно инклюзия становится нормой для нашего общества. Благодаря обучению, тренингам специалистов мы понимаем правильный вектор, - говорит Салтанат Мурзалинова-Яковлева.
Одним из основных составляющих социализации детей с особенными потребностями является творчество.
- Творчество – это прежде всего расслабление и командная работа. Здесь нет первых и последних. Есть включенность. Очень важно, что у каждого своя социальная роль. Если ребенок, например, в силу каких-то обстоятельств не может лепить, мы назначаем его консультантом. Все с ним советуются, показывают промежуточные результаты и ждут, что он скажет. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, с обществом, со внешним миром - рассказывает Салтанат Мурзалинова-Яковлева.
В июле в Алматы открывается детский инклюзивный лагерь. Планируется открытие различных творческих кружков и гончарной мастерской.
Особенно талантливые дети
По словам психолога и одного из руководителей Центра социальных программ Русланы Писаренко, творчество важно как для детей, так и для взрослых.
- Есть целое направление в психологии, которое называется арт-терапия. Оно открывает большие возможности для работы с какими-то внутренними травмами, страхами. Очень часто дети в своем творчестве переносят на бумагу состояние внутреннего мира. Для них это очень важно. Они чувствуют мир более обостренно, ярко. По этой причине у детей с аутизмом бывают более яркие эмоциональные реакции. Они видят больше деталей. В отличие от нас, когда мы мир воспринимаем цельно, они видят отдельные детали и частности этого мира, которые мы могли не отследить, не сакцентировать на этом внимание. Именно поэтому они бывают очень таланливы в творчестве. И здесь очень важен момент «эпизода успеха», когда ребенок понимает, что у него есть не только сложности, но и сильные стороны, - говорит Руслана Писаренко.
По ее словам, творчество создает непринужденную обстановку и больше времени, пространства для общения.
- Сейчас государством финансируются кружки детского творчества. Также в сентябре планируем открывать школу. Нашли спонсоров, помещение. Сейчас, чтобы получить лицензию, нужно определенное количество педагогов с определенной квалификацией. И мы готовы помочь специалистам, чтобы они были готовы пойти работать в инклюзивную среду, - говорит Руслана.
Совместная работа
Активно в сфере инклюзии проводится работа и в других городах. В Караганде занятия для детей организует Ассоциация родителей детей-аутистов.
- У нас есть мамы-тьюторы, у которых многолетний опыт. Они передают свои знания, у нас постоянно проводятся мастер-классы. Мы учим ребенка включенности через игровые ситуации. Выстраиваем взаимоотношения через общение. То есть мы делаем акцент не на приобретение навыков, а на момент поиска контакта. Основная цель – выход на социальное взаимодействие, - рассказывает президент Ассоциации родителей детей-аутистов Анастасия Быкова.
При этом у ассоциации есть социальные партнеры – детские сады, школы инклюзивного образования и институты, в которых обучаются дефектологи.
- Например, к нам приходила заниматься группа из детского сада. Мы их организовывали, создавали игровые ситуации. Также мы работаем со школами. До введения карантина совместно организовывали масштабные мероприятия. Проводим семинары и конференции с педагогами. Также студенты-дефектологи проходят практику, включаем их в наши занятия. Чтобы у них был реальный опыт взаимодействия с особенными детьми. Это очень важно. Несмотря на карантин, поддерживаем связь с другими городами в режиме онлайн. Также недавно приезжали в гости в Алматы, посетили Центр социальных инклюзивных программ, - рассказывает Анастасия.
В Усть-Каменогорске также действует центр помощи особенным детям «Мархабат».
- Мы сейчас работаем через Zoom. Делимся опытом, обмениваемся обучающими видео. Также к нам приезжали представители ассоциаций из Актау, Павлодара и других городов. Очень важно организовывать мероприятия совместно с детьми, чтобы навыки, приобретенные ребенком, не ушли в никуда, а реализовывались в жизненных ситуациях, - считает Анастасия.
Ранее в СМИ сообщалось, что парламент принял закон об обучении детей с особыми потребностями. Новшествами в законодательстве внедряется государственный образовательный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку и регулируется деятельность психолого-педагогических служб. Также усиливается ответственность руководителей организаций образования за нарушение правил приема детей с инвалидностью в образовательные учреждения или несоздание условий для них.