Нет отдачи от дачи: чем грозит превращение дачных массивов в коттеджные городки

При этом статус дачного домика владельцев огромных коттеджей категорически не устраивает, они готовы пустить на решение возникшей проблемы тяжелую артиллерию – влияние и связи.

Строительство коттеджей на дачных участках, изначально предназначенных для ведения садово-огородного хозяйства, началось еще в 90-х годах. Вдали от шумной городской суеты, ближе к природе, рядом с речкой и лесом – богатый люд первым проторил тропинку к роскошной жизни. Дачный массив “Самал”, где в советские годы размещались обкомовские дачи, превратился в местную “Рублевку”. Здесь цены на участки просто зашкаливают. Не испугал богачей даже сокрушительный паводок 2011 года, когда многие коттеджи в пойме рек оказались по крышу в воде, затопленными оказались дорогая мебель, техника, золотые унитазы и серебряная утварь.

Народ попроще также стал капитально застраиваться на дачных участках, изначально предназначавшихся для пролетариев.

Кроме того, не имея возможности купить квартиру в областном центре, многие переселенцы из районов вынуждены были покупать недорогие дачи, чтобы там обустроиться и заиметь хоть какую-то крышу над головой.

И сегодня дачи в привычном изначальном понимании уже изживают себя. Для ведения садоводства уже никто не покупает дачные участки, лишь для капитального строительства. И это стало настоящей головной болью для городских властей. Люди требуют дороги, свет, воду, газ. Подрастающих детей нужно определять в детские сады и школы, а их просто нет в ближайших окрестностях. Машины скорой помощи при вызове просто не в состоянии проехать к больному по узким дачным улочкам, да и найти нужный дом порой бывает крайне затруднительно, то же самое касается и всех других служб экстренного реагирования.

– У нас нет способа перевода дачных обществ в ИЖС, а жизнь поставила нас в такие рамки, что многие люди живут в дачных домах круглогодично. Яркий пример тому дачное общество “Зачаганск” – 2 тысячи домов, 10 тысяч жителей. Это же поселок, по сути. Или взять “Ивушку”, “Кардиоцентр”, или “Самал”. Разве это дачи? Это уже коттеджные поселки. Так почему бы не решить этот вопрос, не рассмотреть такую возможность? – предложил на днях на встрече с акимом города председатель дачного общества “Здоровье” Сергей ВАСИЛЬЕВ.

Изношенные электросети, трансформаторные станции дачных обществ требуют замены, а их электросетевые компании даже брать на баланс не хотят, не говоря уже об их обслуживании. Обмеление Урала привело к сокращению подачи воды. Установка мусорных баков и вывоз мусора – также большая проблема. В условиях, когда подобные вопросы с трудом решаются в самом областном центре, дачники вынуждены довольствоваться остаточным принципом. Однако озвучить их и поставить власти перед фактом они посчитали своим долгом, в конце концов, они тоже жители этого региона.

Аким Уральска Абат ШЫНЫБЕКОВ на встрече с представителями ассоциации садоводов-огородников открыто заявил, что пока не может быть речи о переводе дачных участков в ИЖС. Кто ворует мыло и металл на дачах: подробности выживания на дачных массивах

– Если мы образуем дачные общества как поселки, то мы должны привести в соответствие все улицы по стандарту. Сейчас есть возможность зарегистрировать дачные постройки, платить налог за дом. Владельцы домов и коттеджей, которые были построены для полноценного проживания, пишут заявление в акимат города, мы переводим их дома из садоводческого общества в дачное строительство, они платят налог на имущество, но ИЖС это другой вопрос, – заявил Абат Шыныбеков.

Простая регистрация дачных построек почти ничего не дает.

Строение на дачном участке даже банки не хотят брать в качестве залога, каким бы оно красивым и хорошим ни было, а это один из самых важных критериев, из-за чего люди хотят перевести свои дачные дома под ИЖС.

Продать по хорошей цене тоже не судьба, как ни крути, это загородное строение с отсутствующей должной инфраструктурой. Есть еще один немаловажный фактор, который чиновники учитывают при отказе дачникам. Это затопляемость участков, которые находятся в пойме рек. И в случае большого паводка риск затопления всегда присутствует. И если это будет ИЖС, то в случае затопления власти вынуждены будут принимать меры по предоставлению пострадавшим от стихийного бедствия другого пригодного жилья. А это нагрузка на бюджет, головная боль для чиновников, от которых люди по праву будут требовать помощи. В случае же с дачными участками – люди строятся там на свой страх и риск, и, если их затопит, помощи ниоткуда им ждать не стоит. Именно такое разъяснение людям было дано после паводка 2011 года, когда многие уральцы, проживавшие на дачах, лишились крыши над головой, а построенные ими саманные дома просто растворились в воде.

Все эти обстоятельства уральцев нисколько не пугают, процесс освоения дачных участков под строения идет полным ходом, и когда он закончится, а это может произойти в ближайшие 10–20 лет, властям все равно придется принимать какие-то решения.

УРАЛЬСК