С 1 февраля в Казахстане стартовала массовая вакцинация от коронавируса. СМИ сообщают, что сейчас граждане могут привиться российской вакциной "Спутник V", казахстанская вакцина будет доступна в марте текущего года.
Ряд граждан уже успели получить эту прививку. Например, одним из первых в стране эту вакцину проверил на себе вице-министр здравоохранения и главный государственный санитарный врач Казахстана Ерлан Киясов. После прививки он рассказал, что не испытывает после вакцинации никаких неприятных ощущений. Г-н Киясов сообщил, что одна доза двухкомпонентной вакцины стоит 26 долларов (11 031 тенге).
Также он ответил на вопрос, когда казахстанцы смогут вернуться к нормальной жизни в связи с началом массовой вакцинации. По мнению главного санврача, если более 50 процентов населения получат прививку, то Казахстан сможет вернуться к нормальному социуму без ограничений, карантинов и локдаунов.
К началу этой кампании население страны относится весьма противоречиво: одни активно выступают против вакцинации и прививок, другие, напротив, призывают вакцинироваться из-за подъема заболеваемости коронавирусом в Казахстане. Редакция медиа-портала Caravan.kz решила выяснить, поможет ли массовая вакцинация окончательно побороть распространение COVID-19.
Почему вакцинация - не панацея от коронавируса
Ряд СМИ сообщает, что информация о том, что некоторые вакцины от коронавирусной инфекции эффективны более чем на 90 процентов, заставили многих поверить в то, что вскоре мы сможем отказаться от социального дистанцирования и перестать пользоваться масками.
Но многие ученые и эксперты в области здравоохранения предупреждают, что вакцины вряд ли в ближайшее время вернут нам привычный образ жизни: их начальные запасы весьма ограничены, и они главным образом предназначены для уязвимых групп населения и медицинских работников на передовой борьбы с коронавирусом.
Например, об этом написал глава ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус в своем twitter-аккаунте.
Since the beginning of the #COVID19 pandemic, we knew that a vaccine would be essential for bringing the pandemic under control. But it’s important to emphasise that a vaccine will complement the other tools we have, not replace them. #EB147 #ACTogether
— Tedros Adhanom Ghebreyesus (@DrTedros) November 16, 2020
По его словам, первоначальные поставки вакцины против COVID-19 будут ограничены, поэтому приоритет будет отдан работникам здравоохранения, пожилым людям и другим группам риска. ВОЗ надеется, что таким образом удастся сократить число смертей и позволит системам здравоохранения справиться с ситуацией.
Отдельно он подчеркнул, что вакцинация не остановит пандемию коронавируса.
Также ученые отмечают, что важно понимать тот факт, что ни одна вакцина в мире не бывает эффективна на 100 процентов, а у коронавирусной инфекции еще остается возможность для маневра. К примеру, очередная мутация или новый штамм. Это мы уже наблюдали с появлением нового вида вируса из Великобритании.
Телеканал Би-би-си пишет, что представленные вакцины от Covid-19, которые разработали Pfizer/BioNTech и Moderna, все равно не достигают 100-процентной эффективности. И пока неизвестно, снизится ли этот процент со временем и насколько результат будет отличаться от полученного во время клинических испытаний. Это означает, что примерно каждый десятый не будет защищен от Covid-19, даже если мы вакцинируем всех.
Кроме того, существует ряд людей, которым противопоказана вакцина по состоянию здоровья. К этой группе можно отнести тех, кто проходит лечение от онкологических заболеваний.
Вакцина нужна не всем, но многим
Несмотря на то что вакцинация - это не панацея от коронавируса, ее создание все равно можно считать большим шагом для преодоления пандемии. Разработчики прививки Pfizer/BioNTech убеждены, что из-за того, что система здравоохранения научилась бороться с коронавирусом, есть шанс, что хотя бы одна из мировых вакцин окажется достаточно эффективной и безопасной для применения.
Кроме того, число людей, которым потребуется вакцинация для полной защиты уязвимых, очень велико. Бывший директор по иммунизации министерства здравоохранения Великобритании Дэвид Солсбери заявил, что это связано с тем, что даже при значительном уровне вакцинации эффективной вакциной очень много людей все еще будут незащищенными.
- Если просто защитить уязвимые группы общества, можно предотвратить смертельные случаи среди них и уменьшить нагрузку на больницы, но это не остановит распространение вируса, - говорит профессор Солсбери. По его словам, не прошедшие вакцинацию по-прежнему будут распространять вирус и заражать невакцинированных и тех, кто был вакцинирован, но не выработал защитного иммунного ответа.
Это означает, что для предотвращения развития очагов передачи вируса и защиты уязвимых необходимо добиться высокого уровня массового иммунитета среди населения либо посредством вакцины, либо выработки естественных антител.
Почему не нужна массовая вакцинация
Однако нельзя забывать, что ситуация в Казахстане и западных странах разительно отличается. На протяжении периода распространения коронавируса в стране возникало множество споров касательно реальной статистики заболевших.
В связи с этим казахстанский исследовательский центр «Сандж» провел научное исследование с целью изучения масштабов эпидемии коронавируса. По его данным, еще в ноябре в стране коронавирусом переболело более 3,7 миллиона человек. Исследователи пришли к выводу, что по разным причинам большинству больных диагноз официально не поставлен. Основная причина - перегруженность медицинских учреждений и ограниченные диагностические возможности.
Отечественный врач и активист Каиргали КОНЕЕВ убежден, что из-за этих факторов Казахстану, в отличие от западных стран, вакцинация всего населения попросту не нужна.
- Внедрение массовой вакцинации в Казахстане совершенно неправильное явление. Цифра исследовательского центра "Сандж" очень близка к реальности. И если отталкиваться от этих данных, то, скорее всего, больше половины населения уже соприкоснулись с инфекцией. Это говорит о том, что коллективный иммунитет в стране уже сформировался естественным путем. Этого нельзя сказать о странах Европы, так как у них такого пика заболеваемости, как у нас летом, не было, и для них массовая вакцинация остается актуальной.
Поэтому массовая вакцинация под собой не имеет никаких оснований. Даже Жандарбек Бекшин говорил, что из тех, кто сдавал тест на антитела, у более 50 процентов алматинцев обнаружили коллективный иммунитет. Это хорошая репрезентативная группа, на примере которой можно делать выводы практически обо всем Алматы.
- Ученые по всему миру говорили, что иммунитет пропадает через 3-6 месяцев после того, как человек переболел коронавирусом. Разве в таком случае не нужна вакцина?
- Даже если иммунитет проходит, есть такое понятие, как клеточный иммунитет. Он более стойкий, и люди, которые заболевают повторно, болеют гораздо слабее, чем в первый раз. Так как это новый вирус, пока он не заразит всех казахстанцев, будет держаться на пике. Когда практически каждый человек его перенесет, вирус будет циркулировать как рядовой сезонный вирус.
- Кому тогда необходима вакцинация?
- Необходимо вакцинировать именно группы риска. Я бы рекомендовал сделать прививку тем, кто еще не переболел или у кого отрицательный иммунитет против коронавируса. Обязательно перед вакцинацией сдать тест на антитела, он должен быть за счет ФОМС. Кроме того, вакцинация нужна людям, страдающим сахарным диабетом, артериальной гипертонией, и тем, кто страдает хроническими болезнями легких. Также это касается медработников, педагогов, водителей общественного транспорта и прочих профессий, которые контактируют с большим объемом людей.
Нет никакой логики вакцинировать всех подряд. Вакцина направлена на то, чтобы выработать коллективный иммунитет хотя бы у 60 процентов населения, а у нас это уже произошло естественным путем, мы заплатили десятками тысяч жизней наших граждан за это.
Кроме того, даже по официальной статистике, сейчас заполнено только 28 процентов коронавирусных стационаров, а реанимация работает только на 20 процентов. Это говорит о том, что коронавирусная инфекция начала терять свою тяжесть. В силу того, что вирус ослабевает и у врачей появился опыт в борьбе с этой инфекцией.