Бледность кожных покровов, вялость и слабость грозят сегодня стать неизменными спутниками миллионов казахстанцев - и все из-за одной подписи на одной официальной бумаге…
С этого года вступает в действие Закон "О безопасности пищевой продукции", по которому в Казахстане прекращается фортификация (обогащение необходимыми человеческому организму микроэлементами) муки.
Долголетняя борьба производителей и экспортеров муки и их лоббистов во властных структурах против казахстанских медиков и ученых завершилась победой "мучных баронов". Теперь им не надо добавлять в свою продукцию препараты железа, цинка и других микроэлементов, делающих муку, а стало быть, и хлеб, - не только вкусным, но и полезным для здоровья продуктом. Это, де, "противоречит рыночным принципам"! Рыночные законы у нас - что дышло, которые легко повернуть в любую сторону. Что наши чиновники и делают. Но никто еще не отменял здравого смысла.
Эта "победа" - поистине Пиррова. Пострадали, в сущности, все жители страны, особенно женщины и дети. Частные, эгоистичные интересы возобладали над острейшей общественной потребностью. Над страной во весь рост встала проблема железодефицитной анемии (ЖДА). В старину эту болезнь в народе очень метко называли "бледной немочью" и "малокровием".
Учеными-медиками уже давно доказано, что более половины смертельных болезней человека развивается именно по причине некачественного питания. И в этой связи нельзя забывать о катастрофически высоком уровне распространения в Казахстане такой тяжелой патологии, как железодефицитная анемия.
С ней связаны материнская и детская смертность, отставание в физическом и умственном развитии детей, риск развития рака, туберкулеза, низкая устойчивость к инфекциям, отрицательным факторам внешней среды. Дети просто не могут рождаться здоровыми, если мать страдает железодефицитной анемией!
Есть исследования и наших, и зарубежных ученых: заболеваемость ЖДА среди женщин детородного возраста в Казахстане за последние семь лет повысилась почти на тридцать процентов.
- Это просто бедствие, - говорит главный врач Алматинского городского Центра репродукции человека Гульнара Мырзабекова. - Я могу с уверенностью сказать: почти семьдесят процентов (!) женщин детородного возраста, обращающихся в наши женские консультации, страдают ЖДА. Хорошо, что сегодня у нас есть возможность давать им специальные препараты железа для лечения, и бесплатно, однако профилактике ЖДА после отмены обязательной фортификации продуктов, нанесен сильнейший удар.
Ученые подсчитали, что затраты на фортификацию, в расчете на одного человека в год составят всего 11-17 центов! Тогда как минимальная выгода от нее, только за счет сокращения заболеваемости и расходов на лечение за год - не менее двухсот миллионов долларов!
Железодефицитная анемия (ЖДА) или малокровие является одним из распространенных заболеваний. По данным экспертов ВОЗ на Земном шаре 700 - 800 миллионов человек страдают ЖДА или скрытым дефицитом железа. ЖДА наиболее часто встречается у детей, подростков и женщин. В высокоразвитых странах примерно 12 процентов женщин страдает ЖДА, а у четверти наблюдается скрытый дефицит железа.
В странах с низким уровнем жизни и неэффективной системой медицинской помощи эти показатели значительно выше. А Казахстан сегодня как раз к ним и относится.
Следствием истощения запасов железа является уменьшение синтеза гемоглобина (переносчика кислорода) в клетках крови, что приводит к снижению его концентрации, а затем и уменьшению количества самих клеток крови (малокровие). Нехватка переносчиков кислорода неизбежно приводит к кислородному голоданию всех тканей и органов организма человека.
При дефиците железа нарушается также мышечная работоспособность. Причиной функциональной недостаточности мышц является сниженная активность железосодержащих ферментов.
При тяжелом дефиците железа могут развиться неврологические нарушения. Неврологические нарушения чаще отмечаются у лиц молодого возраста, особенно у молодых женщин, и проявляются парестезиями (неприятными ощущениями в кончиках пальцев, ощущения онемения, бегающих мурашек), затруднением при проглатывании (дисфагия) сухой и твердой пищи, трудноконтролируемыми позывами на мочеиспускание, ночным недержанием мочи, головными болями, нарушением зрения.
Для дефицита железа очень характерны изменения поведенческих реакций - извращение вкусовых ощущений (желание есть мел, глину, сырые макароны) и восприятия запахов (нравится запах ацетона, бензина).
Трофические нарушения могут проявиться уже на начальных стадиях дефицита железа. К ним относятся повышенная ломкость и выпадение волос, ломкость ногтей, сухость кожи, изменение слизистых оболочек полости рта.
И все это вполне предупреждаемо и коррегируемо, если бы в стране продолжалась обязательная фортификация муки, служащая оздоровительным элементом в основном продукте питания многих казахстанцев - хлебе.
До последнего времени в Казахстане действовал Закон РК "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 2004 года, а также постановление Правительства РК "Об утверждении правил обязательной фортификации (обогащения) пшеничной муки высшего и первых сортов, производимой на территории Республики Казахстан".
Точно так же, как в самых развитых странах - США, Канаде, Великобритании.
Но теперь новый закон все это "обрубил". Так что заботиться о своем здоровье казахстанцам придется самим: государство умыло руки. Еще один пример того, как можно, надсаживая пупок в "рыночных" усилиях, не видеть дальше собственного носа…