Несостоявшаяся победа над наркотиками

Особенно этим успехам "порадовались" представители Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Так после проверки Комитета были выявлены финансовые нарушения при использовании целенаправленных средств на сумму 321,8 млн. тенге.
При этом значительная сумма от выделяемых государством средств на борьбу с наркоманией зачастую использовались неэффективно и не по назначению.
Например, планировалось построить восемь постов заградительной системы "Рубеж-Наркотики", а в действительности их было построено только шесть. Сэкономленные деньги были освоены на приобретение товарно-материальных ценностей на 21,1 млн. тенге и на изготовление вольер для служебных собак.
В то же время проект строительства завода по промышленной переработке конопли в знаменитой долине был приостановлен по неизвестным причинам.
Третий факт связан с Комитетом по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД РК, который на регулярной основе в немалых количествах закупает дорогостоящее оборудование. Но при отсутствии подготовленных специалистов, умеющих работать с новыми приборами, часть из них (аппаратов) отправляется на хранение на склад.
Интересна также судьба купленного за счет бюджета программного обеспечения Национальной системы базы данных (NDS), внедрение которой значилось в плане мероприятий Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-29005 годы.
Проверка Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета выявила, что данная система базы данных не используется до настоящего времени.
Но в государственной программе по борьбе с наркоманией и наркобизнесом был также пункт по социально-психологической реабилитации граждан, попавших в данный порочный круг.
И здесь тоже наблюдается парадоксальная картина - из республиканского бюджета на создание специального центра было выделено 86,4 млн. тенге, но его уставной капитал составил только 46,3 млн. тенге, а остальные средства были зачислены на депозитный счет.
Но на этом деятельность специального центра не заканчивается. Так, для оказания услуг по реабилитации наркозависимых лиц государство направило дополнительно еще 46,4 миллиона тенге.
Фактически же расходы вышеупомянутого центра составили около 10% от суммы. Это вполне объяснимо, так как у центра наблюдается нехватка квалифицированных кадров, что напрямую влияет на загруженность и продуктивную работу данной организации.
В общем, финансовые средства не были использованы по назначению между 13 государственными органами, задействованными в реализации данной программы, что говорит об одном существенном недостатке - отсутствии в республике единого органа, способного распоряжаться финансовыми средствами и нести ответственность за их использование.
Как следствие этого в результате нецелевого использования финансовых средств Правительством Казахстана не была утверждена программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006-2008 годы.
В результате складывается парадоксальная картина, когда общественность требует от государства работы в области борьбы с наркоманией и наркобизнесом, а оно (государство) в лице его органов не только не хочет улучшить самочувствие общества, но и не имеет достаточно ясного представления о том, какие мероприятия и проекты стоит реализовать, чтобы хоть каким-то образом смягчить и улучшить ситуацию с наркозависимыми гражданами республики и наркоторговцами.
Между тем Казахстан также является участником Программы ТАСИС по борьбе с наркотиками (CADAP).
В настоящее время осуществляется второй этап этой программы (CADAP2), состоящий из следующих компонентов:
правовое содействие;
контроль наземных границ;
контроль в морских портах и аэропортах;
обучение служебных собак;
информированность внутренних органов;
превентивные меры в тюрьмах.

И здесь возникает резонный вопрос: если государственные органы не могут освоить финансовые средства, выделяемые государственным бюджетом республики, то каким образом они реализовывают международную программу?
Между тем в новом докладе Программы развития ООН (ПРООН) о развитии человеческого потенциала в странах Центральной Азии говорится, что Центральная Азия является основным маршрутом транспортировки наркотиков на европейский, российский и китайский рынки.
"Проблема наркотрафика существует во всех пяти республиках, хотя большая часть героина конфискуется в Таджикистане", - отмечается в докладе.
Вполне вероятно, что совместными усилиями центральноазиатских республик и европейских стран можно поставить заслон наркоэкпсансии, но здесь встает резонный вопрос - почему это нужно только Европе, почему она вкладывает свои финансы, и почему республики региона не могут рационально вложить уже имеющиеся финансовые средства в уже существующие программы борьбы с наркоманией и наркоторговлей?
Создается такое впечатление, что для Казахстана наркомания не является угрозой, поэтому мы и не работаем эффективно в данном направлении…