Управлением финансов в области государственных закупок раскрыты грубейшие нарушения законодательства о государственных закупках, а также антикоррупционного законодательства, выразившиеся в нарушении порядка проведения конкурсов, определения победителями поставщиков, чьи заявки подлежали отклонению, а также факты предвзятости со стороны комиссии при проведении конкурсов. Конкурсная комиссия при подведении итогов государственных закупок в некоторых случаях не замечала явных несоответствий в конкурсных заявках отдельных потенциальных поставщиков. К конкурсу допускались и признавались победителями поставщики, не соответствующие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.
Наиболее типичными оказались такие нарушения, как предоставление в заявке (пакет документов) на участие в конкурсе недействительных, просроченных справок об отсутствии у заявителя задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет и липовые отчеты соискателей о собственных мощностях (автомобилях и техническом оборудовании).
Так, управление природных ресурсов и регулирования природопользования области в мае 2009 года объявило тендер по программе "Восстановление водохозяйственных сооружений и особо охраняемых территорий в рамках реализации стратегии региональной занятости и переподготовке кадров", утвердив соответствующую конкурсную документацию по госзакупкам. Для этих целей из бюджета было выделено 2 млрд. 747 млн. 750 тыс. тенге.
Всего на участие в данном конкурсе поступили заявки от 74 потенциальных поставщиков.
Согласно протокола к конкурсу был допущен 41 поставщик, а конкурсные заявки 33 поставщиков - отклонены как несоответствующие квалификационным требованиям.
Однако дальнейшая прокурорская проверка выявила, что, например, такие фирмы как ТОО "Улмад", ТОО "МТС-Толеген", представили справки об отсутствии задолженностей, срок действия которых к тому моменту уже истек.
Выявлены факты допуска поставщиков, в конкурсной заявке которых отсутствовали подтверждающие документы на транспортные средства. Примечательно, что за аналогичное нарушение конкурсные заявки других поставщиков отклонялись. Методика отбора, которой руководствовалась конкурсная комиссия, в данном случае осталась неизвестной. Вернее прокуратура квалифицировала ее как коррупционное, предвзятое лоббирование.
В материалах конкурсной заявки уже упоминавшегося ТОО "Улмад" нет подтверждающих документов на автотранспортное средство кран КС 3577, который, как выяснилось, был арендован соискателем у другой фирмы. В данном случае, отмечают в прокуратуре, конкурсная заявка ТОО "Улмад" подлежала отклонению как не соответствующая квалификационным требованиям. Однако, конкурсной комиссией ТОО "Улмад" было допущено к конкурсу, и даже выиграло госзаказ на сумму 16 млн. 780 тыс. тенге.
ТОО "МТС-Толеген" конкурсную заявку в нарушение требований предоставило с непронумерованными страницами, а технические паспорта на транспортные средства "Бульдозер Т-130 МГ-1", Зил 133, арендованные у ТОО "Темиртас" не подшиты к заявке. В сведении о квалификации техсредств указано, что автобетономешалка арендована соискателем у ТОО "Кызыл Аскер", однако в материалах конкурсной заявки нет договора аренды автотранспорта. Более того, по техпаспорту автотранспорт принадлежит некоему физическому лицу Дзюба А.
Нарушения в оформлении документации на технику выявлены и в заявке ТОО "Мух-Дан", и у ряда других фирм.
Заметим, что они не помешали соискателям победить в конкурсе и получить многомиллионные госзаказы.
С одной стороны, конечно, рядовому обывателю такая дотошность прокуратуры покажется излишним крючкотворством. Лишь бы подрядчики успешно дело делали. Однако практика показала, что такие факты - повод насторожиться.
В ЮКО уже прокатилось несколько скандалов, когда частные компании, выигравшие подряд на очень крупные госзаказы, поначалу разводили бурную деятельность: пригоняли массу техники, нанимали сотни рабочих, лихо принимались за работу. В общем, демонстрировали надежность и основательность. Но, получив деньги из бюджета… тут же бесследно исчезали. А потом выяснялось, что и техника была арендована, и рабочие были наняты без договоров, и собственных средств у компании не было. В общем, афера чистой воды.
Как сообщили в прокуратуре, по результатам проверок внесено представление на имя акима области Аскара Мырзахметова. "Ряд должностных лиц привлечен к дисциплинарной ответственности, некоторые освобождены от занимаемой должности", - сообщили в пресс-службе прокуратуры ЮКО.
Пока решено не прерывать отношения с новыми подрядчиками, но строго следить за их работой, чтобы не сорвать выполнение госзаказа.