Несколько дней, которые потрясли Узбекистан

Нет ничего странного в том, что реформы в Узбекистане давно назрели. Их нужно было проводить несколько лет назад, а не говорить "о неготовности людей", "недостаточном развитии психологии", "поэтапном переходе к рыночной экономике".
Сегодня можно видеть, что так называемый "поэтапный переход" лишь попытка все оставить по-старому. А реформы - лишь текущий ремонт фасада. Вероятно, ждут, когда фасад рухнет и не будет подлежать восстановлению.
20 и 24 июня нынешнего года в официальной печати были опубликованы еще два Указа Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по стимулированию развития микрофирм и малых предприятий" и "О либерализации финансовой ответственности субъектов предпринимательства за хозяйственные правонарушения". Надо признать, что документы от 14, 15, 20, 24 июня - есть комплекс мер аварийного характера по спасению того, что осталось от частного бизнеса. Сами предприниматели называют эти указы не иначе, как "новой экономической политикой Каримова". И высказывают опасения, как бы она не стала очередной кампанией по реставрации фасада…
С 1 июля 2005 года микрофирмы и малые предприятия вместо единого налога будут платить единый налоговый платеж. Тем самым вводится практика, ранее уже внедренная в соседнем Казахстане, когда субъекты предпринимательства имеют дело с одной структурой - налоговой службой.
В указе "О дополнительных мерах по стимулированию развития микрофирм и малых предприятий" также имеется глава, которую давно ждали многие узбекские монополисты. Во втором пункте документа констатируется: "Установить с 1 июля 2005 года порядок, в соответствии с которым при исчислении единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий-производителей подакцизной продукции налогооблагаемая база уменьшается на сумму акцизного налога". Не секрет, что акцизы в Узбекистане одни из самых "тяжелых" среди стран Содружества Независимых Государств.
В конечном счете акцизы стали одним из главных тормозов развития предприятий, производящих подакцизную продукцию. А если иметь в виду, что подакцизный товар, как водится, и один из самых ликвидных (к примеру, табак, вино-водочные изделия), то представляете, какие убытки несут производители.
В широкой печати говорилось о том, что акцизный налог на УзБАТе (монопольном производителе табака и сигарет в Узбекистане - прим. А.А.) составляет почти треть цены. Не случайно в розничной продаже узбатовские сигареты стоят слишком дорого, чтобы рядовой узбекистанец мог себе позволить их купить.
Платить налоги в Узбекистане - занятие со всех сторон опасное. Достаточно не заплатить вовремя, считай, станешь потенциальным претендентом на койку в казенном доме. В указе по стимулированию микрофирм и малых предприятий предусмотрена отсрочка по уплате единого налогового платежа "сроком на один год, с уплатой отсроченных сумм в течение 12 месяцев равными долями после окончания льготного периода". Подобный порядок имеется в Административно-процессуальном кодексе в отношении физических лиц. А льготный период длится в течение трех лет со дня открытия микрофирмы или малого предприятия.
Так получалось, что предпринимателю достаточно не в том месте поставить точку-запятую, чтобы в процессе очередной проверки финансово-хозяйственной деятельности быть оштрафованным на многие миллионы сумов.
В редакции Налогового кодекса, который сейчас в оперативном порядке пересматривается, предусмотрены финансовые санкции за такие нарушения, которые трудно назвать серьезными.
В указе "О либерализации финансовой ответственности субъектов предпринимательства за хозяйственные правонарушения" от 24 июня 2005 года есть положение, которое ждали с нетерпением все без исключения узбекские предприниматели. Приведем его в полной редакции: "Определить, что за правонарушения, совершенные субъектами предпринимательства впервые, являющиеся неумышленными и малозначительными, а также не приводящими к недопоступлению платежей в Государственный бюджет и государственные целевые фонды, к должностным лицам применяются, в установленном законом порядке, меры только административной ответственности без представления материалов в судебные органы".
В частности, контролирующим органам теперь предстоит: а) доказать, что правонарушения совершены не единожды, б) найти злой умысел и факт нанесения большого вреда государству. В противном случае материалы проверок будут караться лишь в административном плане.
Не меньшее значение имеет новый порядок погашения задолженности. Даже после передачи материалов в суд предприниматель будет иметь шанс исправиться: для этого достаточно в течение одного месяца добровольно возместить ущерб, причиненный правонарушением, а также начисленные на основной долг пени. Тогда предприниматель освобождается от применения к нему финансовых санкций.
Вообще, в Узбекистане идет настоящая "революция сверху". Может быть, не все в этой "революции" устраивает людей, которые ежедневно бегут к метро, чтобы не опоздать на работу, дехкан, в поте лица работающих на полях и реализующих продукцию почти за бесценок, интеллигенцию, которой свобода самовыражения важнее всего остального на свете. Так, к примеру, по первому из этого списка указу были отредактированы законы о госконтроле хозяйствующих субъектов, о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, об ограничении монополий, гражданский и земельный кодексы. Также утратили силу 11 постановлений правительства и огромное количество ведомственных нормативных актов.
На рабочем совещании членов правительства, состоявшемся в прошлый четверг, вице-премьер, министр экономики Рустам Азимов сказал о том, что первый из указов Президента "развяжет руки" среднему и малому бизнесу страны. О "реанимации предпринимательского движения, которое на сегодняшний день немножко задохнулось" говорила и председатель Ассоциации деловых женщин Узбекистана Дильдора Алимбекова.
Приведет ли "революция сверху" к тем результатам, которые от нее ждут в узбекском обществе? Это самый главный вопрос, волнующий всех без исключения.
Будут результаты - экономика оживет, частная инициатива воскреснет, и уровень жизни людей, без сомнения, повысится.
Провалится проект - стагнация промышленного производства перейдет отметку выше критического, и вера в то, что "верхи" могут не только принимать решения, но и четко их выполнять, навсегда исчезнет. Второй вариант развития событий слишком уж пессимистичен, но практика показывает, что он же и наиболее реален.