Несколько дней, которые потрясли Узбекистан

Главный бухгалтер одной компании так говорила о своих многочисленных поездках в налоговую инспекцию:
- Они нас за людей не считают. Стоишь в очереди на сдачу финансового отчета, и никто не удосужится даже стул предложить. Встречают не как людей, кормящих своими деньгами пенсионеров, вдов, малообеспеченных, студентов и сирот, а словно потенциальных преступников. И каждый раз, сдавая отчет, я вынуждена отдавать энную сумму денег, чтобы не было проблем.
В связи с выходом 15 июня 2005 года Постановления Президента Республики Узбекистан "О совершенствовании системы отчетности, представляемой субъектами предпринимательства, и усилении ответственности за ее незаконное истребование" многие предприниматели ожидают послаблений именно в этой сфере своей деятельности. Если раньше субъекты предпринимательства вынуждены были сдавать отчеты один раз в месяц, то теперь, согласно указу, с 1 июля 2005 года все расчеты по налогам, сборам, отчислениям и иным обязательствам один раз в три месяца. Правда, периодичность уплаты всех вышеназванных выплат сохранена.
Не секрет, что любая сдача отчетности в контролирующие органы Узбекистана связана с так называемыми "неофициальными платежами", проще выражаясь, со взятками. Так как суммы при этом уплачиваются даже по узбекским меркам небольшие, главбухи и иже с ними особо на сей счет не распространяются.
Сегодня, в последние дни июня, когда до введения новых указов Президента, остаются всего несколько дней, узбекские предприниматели не торопятся делать выводы по поводу перемен в экономике. Почему не торопятся? Причиной тому многочисленные прожекты властей, которые при внешней притягательности и демократичности, так и не изменили ситуацию в обществе в лучшую сторону. Кредит доверия исчерпан давно, поэтому любые попытки реформирования "сверху" воспринимаются бизнесом неоднозначно.
Шумиха, поднимаемая в официальных средствах массовой информации, не должна вводить в заблуждение. Многочисленные отзывы, комментарии, предложения порой сделаны так безыскусно, что становится стыдно за тех, кто этот заказ выполняет. Заказы брать нужно, но и продукцию под него надо давать более качественную.
Главным вопросом любых реформ является такой: способны ли власти на местах исполнить то, что принимается в центре, пользуются ли доверием населения, могут ли проявить инициативу? Насчет последнего у местных органов власти на местах большие проблемы. В основном они выполняют роль передаточного звена, причем не всегда безупречного.
Небезупречно и само президентское постановление. Как можно трактовать следующую цитату из него: "Установить, что субъекты предпринимательства, освобожденные от обязательной продажи выручки в иностранной валюте, представляют в целях учета органам государственной налоговой службы расчет суммы валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, по установленной форме не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом". Так, например, срок до 25 сентября 2005 года становится для таких субъектов священным. В случае, если сдашь расчет, то у налоговиков обязательно возникнут вопросы, а раз возникнут вопросы, то их необходимо решать. Самым веским аргументом решения любых вопросов являются, естественно, деньги. И как теперь можно называть себя освобожденным от обязательной продажи выручки в иностранной валюте, если в налоговую все равно придется идти?
Но самым интересным является то, какую цель преследует это положение - "в целях учета". Таким же образом можно декларировать в налоговой каждую крупную покупку любой отдельно взятой узбекистанской семьи. И тоже "в целях учета". А как "учетом" занимаются налоговики, догадываются многие узбекские предприниматели.
Следующий пункт, который выглядит чрезвычайно грозно, декларирует, что "…не допускается истребование у субъектов предпринимательства органами государственной налоговой службы и органами государственной статистики дополнительно к установленной финансовой и статистической отчетности любых сведений, справок и документов, за исключением истребования во время проведения проверок в установленном законодательством порядке". Те же ограничения введены для органов государственной власти на местах (хокимиятов - прим. А.А.), органов государственного управления и других организаций. Подобные ограничения уже записаны в старой редакции Налогового кодекса, других документах, однако это не мешает контролирующим органам получать на проверяемых объектах всю желаемую ими информацию. Спросите любого руководителя так называемого "субъекта предпринимательства", чего он хочет, когда к нему пришла проверка. Ответ будет примерно таким - не обидеть проверяющих и постараться побыстрее от них избавиться. Разумеется, любыми путями… А прямой отказ в предоставлении не касающихся проверки материалов может сильно обидеть, скажем так, налоговиков. Не дай бог!
Хотя в постановлении на всякий случай сказано: "Строго предупредить должностных лиц органов государственного управления, органов государственной власти на местах, других организаций об их персональной ответственности за нарушение настоящего пункта (об истребованиях - прим. А.А.) постановления". Что сие означает? Можно подумать, что главными противниками предпринимательства являются хокимы, министры, и другие высокопоставленные чиновники. Почему в президентском постановлении идет прямое указание именно на них? Это может означать, что на самом высшем уровне в Узбекистане признается - главными виновниками проблем в предпринимательской сфере является чиновничество.
Но об одном не стоит забывать. Внедрять постановление поручено тем же лицам, которые предпринимательство в течение долгих лет губили. Они так и остались сидеть на своих местах, не считая небольших исключений. Нелогично получается, неверно. Но такая страна Узбекистан, где всегда наступают на одни и те же грабли. Грабли, которые никто убрать с дороги не может. Или не желает…