Часть первая
Отставку правительства Михаила Фрадкова можно назвать "громом среди ясного неба". В принципе, не было никаких явных предпосылок к тому, чтобы "правительство макроэкономической стабильности" Фрадкова подало в отставку.
Отнюдь, макроэкономические показатели страны свидетельствовали о росте ВВП, не таком взрывном, как хотел бы Путин, но вполне осязаемом.
Но при всех этих плюсах наблюдателей не покидала мысль о том, что "смена крови" в российском правительстве неминуема.
Дело даже не в том, что накануне парламентских и президентских выборов Путину необходим другой кабинет министров. Видимо, суть этой давно назревшей рокировки в том, чтобы освободить политическое поле России от лиц, которые свое политическое реноме и свое будущее ставят выше своих прямых министерских обязанностей.
Профилактика всегда лучше, чем хирургическое вмешательство. Поэтому версия о том, что российский президент "подчищает политическое поле" накануне больших сражений за состав парламента и нового президента, вполне имеет право на существование.
Путин нуждается в том, чтобы на место засидевшихся в своих министерских креслах чиновниках, пришли, наконец, люди, которые сумеют действовать в условиях политического прессинга. Путин с приходом в премьерское кресло Фрадкова, получил не совсем то, что хотел. В кабинете министров оставалось довольно много людей эпохи бывшего президента Ельцина. С уходом Фрадкова заканчивается целая эпоха, когда Путин был вынужден считаться с теми силами, которые в России стояли за Ельциным. Только теперь, с приходом Виктора Зубкова, официально оформлен полный отказ от ельцинского наследия, а людей, которых в то время продвигали и лелеяли, теперь ждет если не забвение, то заслуженный отдых.
Любит-не любит…
Российский президент, принимая отставку Михаила Фрадкова, еще раз доказал миру, что является по-настоящему Политиком, с большой буквы. Пока в российских аналитических кругах думали-гадали по поводу возможного преемника премьера, он сделал самое главное - ход, который никак не вязался с теми ожиданиями, которые царили в экспертном сообществе.
Обратите внимание на первую реакцию экспертов на отставку кабинета Фрадкова. Отставка правительства РФ является началом реализации "плана Путина по переходу власти в России", - прогнозировал сопредседатель "Деловой России", главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев.
"Эта отставка означает реализацию президентской схемы перехода власти, которая включает в себя новый парламент, новое правительство и нового президента", - полагал Фадеев.
При этом политолог отметил, "что Путин умнее нас с вами. У него есть планы, мы их не знаем. Не исключено, что это будет Сергей Борисович Иванов, но ровно с тем же успехом это может быть Дмитрий Анатольевич Медведев".
"Это один из этапов передачи власти от Владимира Путина к одному из членов его команды, - комментировал ситуацию директор Института политических исследований Сергей Марков. - При этом политика и команда в целом сохранятся прежними".
Вместе с тем Марков, как и Фадеев, предполагал, что явным кандидатом на премьерский пост станет первый вице-премьер Сергей Иванов, хотя не исключил и другого кандидата.
Глава Центра политической конъюнктуры Константин Симонов считал, что отставка Фрадкова означает, что кандидатура следующего президента России уже определена. "Президент, видимо, окончательно определил, кто будет этим человеком, - заявил Симонов. - Новый глава кабинета министров и будет предложен в качестве преемника.
Многие наблюдатели исходили из уже апробированного в 1999 году сценария, когда тогдашний премьер Владимир Путин стал преемником Бориса Ельцина. Иванов станет сначала премьером, а потом будет претендовать, при поддержке Путина, на президентский пост.
В пользу Сергея Иванова прогнозировал ситуацию и руководитель Центра политических исследований Игорь Бунин. "Я склоняюсь к тому, что если решение будет принято быстро, и в ближайшее время в Госдуму будет отправлено письмо с предложением о назначении премьера, это означает, что этот пост займет Сергей Иванов, - говорил он. - А если президент задумается, то, скорее всего, это будет не Иванов".
Досужие мысли
Экспертное сообщество не уставало сообщать все новые и новые прогнозы по поводу преемника Путина. Последний, между тем, выдержал необходимую паузу.
Так, например, политолог Глеб Павловский полагал, что новый премьер, скорее всего, станет кандидатом в президенты РФ. Причем, смену правительства, он четко увязывал с путинским предвыборным планом. Мол, если в ходе парламентских выборов окажется, что "Единая Россия" сможет занять ключевые посты в новом парламенте, новый состав правительства окажется неизменным. В случае, если позиции "Единой России" окажутся несколько рыхлыми, то может произойти корректировка курса президента, естественно, согласно логике предполагающая коррекцию состава правительства, или вообще смену премьера.
Правительство Виктора Зубкова, по всей вероятности, станет переходным. Как заявил Павловский, "Путин сохранит свободу рук, чтобы по итогам парламентских выборов принять окончательное решение". И главный вопрос здесь, на какую силу или фигуру сделает свою ставку Путин.
Пока на политическом поле есть одна сила, которой полностью доверяет Путин. Это - "Единая Россия". Если по итогам парламентских выборов, она сможет занять ключевые посты в парламенте, то план Путина будет осуществляться эволюционно: состав правительства Зубкова не изменится, и благополучно сохранится в неизменном виде до президентских выборов.
Труднее предположить, как изменит свою стратегию Путин, если "Единая Россия" не сможет убедительно победить на парламентских выборах. Скорее всего, Зубков и министры будут вынуждены подать в отставку, чтобы освободить место другим фигурантам.
Шанс для Зубкова
Никто не сомневается в том, что смена кабинета Фрадкова продиктована политической конъюнктурой. Путин дает шанс Зубкову показать, что под его руководством правительство способно решать задачи Путина на предстоящих парламентских выборах в Государственную Думу.
И.о. премьер-министра Михаил Фрадков уже признался, что решение об отставке правительства принято в рамках плана действий президента. Это еще раз наталкивает на мысль о временном характере правительства Зубкова.
Разговоры о преемственности навевают мысль о том, что кабинет Зубкова не собирается что-то в корне менять в российском векторе развития. Он будет заниматься лишь сохранением того, что уже достигнуто. Фрадков говорил о том, что "ситуация стабильная, и наши последующие действия в этом видоизмененном составе должны обеспечить и преемственность, и стабильность. Курс будет проводиться принятый, озвученный несколько раз, доведенный до граждан. Нам остается только активно работать".
Со своей стороны, и.о. министра финансов РФ Алексей Кудрин предположил, что "макроэкономический курс останется прежним, поскольку он доказал свою результативность. Я абсолютно уверен, что в результате и выборов парламентских, и будущих выборов президента новое правительство продолжит курс на стабилизацию".
Кудрин заявил, что одна из важнейших задач, которая стоит перед новым правительством - это качество государственного управления. "Главный фактор любой экономической политики и ее результативности - это качество государственного управления, оно может вывести нас в число лучших стран", - считает он.
Оценка извне
Плоды работы кабинета Фрадкова очевидны. Россия заняла 6-е место в рейтинге стран с устойчивым развитием, опередив ведущие западные страны. Экономисты Allianz Insurance и Dresdner Bank поставили Россию на 6-е место в индексе "устойчивого финансового и экологического развития", тогда как Великобритания заняла 7-е место, Германия - 8-е, а США - 17-е, сообщила недавно Financial Times.
Результат России, который авторы доклада назвали неожиданным, был получен за счет запасов нефти и газа и резкого роста цен на энергоносители, который привел к существенному улучшению состояния финансов.
Индекс составляется из 5 индикаторов, и по 3 из них Россия занимает первое место благодаря хорошим показателям по госдолгу, счету текущих операций и чистым заимствованиям. По двум индикаторам в сфере экологии Россия получила плохие результаты из-за высоких показателей выброса в атмосферу углекислого газа и большого расхода энергии на единицу ВВП.
Первое место заняла Швеция, за ней следует Австрия. Китай оказался на 13-м месте, а Индия - на 16-м.
Вот, в принципе, те показатели, которые Виктору Зубкову придется защищать. Не больше и не меньше.
Продолжение следует
Фото с сайта http://img.lenta.ru/