Неприятный сюрприз с юго-запада

Сообщалось даже о стягивании войск Туркмении к границе с соседней страной. Учитывая традиционную закрытость обеих республик, трудно оценить, насколько далеко мог зайти этот конфликт, и чем он на самом деле порожден.
Известно только, что официальный Ашгабат увязывает недавнее покушение на президента Ниязова с соседней страной. Для Казахстана же важно то, может ли происходящее как-то затронуть его интересы.
Просто обмен недружественными заявлениями и демонстративными акциями между нашими южными соседями, конечно, не несет никакой угрозы для интересов Казахстана. Но как далеко может зайти противостояние? В случае если оно обретет серьезные формы, то это уже косвенно затронет и Казахстан.
Есть несколько направлений, по которым это воздействие может происходить. В первую очередь, это косвенная угроза для проектов по нефтедобыче на казахстанской части каспийского шельфа. Хотя месторождение Кашаган и другие потенциально нефтегазоносные структуры лежат довольно далеко от Туркмении, но в случае масштабного конфликта между ней и Узбекистаном или даже просто появления явной напряженности, это ухудшит инвестиционный климат для этих проектов. Многомиллиардные проекты требуют стабильности не только в той географической точке, где непосредственно они будут осуществляться, но и поблизости. Особенно нынче, после "синдрома 11 сентября".
Другая проблема из энергетической сферы - это транзитные поставки газа из Туркмении в Россию и дальше через территорию Казахстана. Для Ашгабата это без преувеличения "дорога жизни", которая дает самый большой источник поступления валюты в страну. Будут ли эти поставки стабильными, если в регионе развяжется конфликт? Ведь Казахстан тоже имеет определенную прибыль от транзита газа через свою территорию.
Другая проблема для Казахстана уже из чисто политической сферы. Новый конфликт в регионе не добавляет стабильности и ставит новые проблемы в плане региональной безопасности. Для Казахстана это выразится в необходимости укреплять свою безопасность в юго-западном направлении, где до сих пор практически не было военной инфраструктуры. Теперь ее надо создавать, при чем практически с нуля. А это новые затраты для и без того не слишком большого военного бюджета. Возможно, что главным направлением военного развертывания на западе Казахстана теперь логичнее сделать не Атырау, а Актау.
Возможно, что это не весь перечень потенциальных проблем для Казахстана, которые могут появиться, если неожиданный туркменско-узбекский конфликт активизируется. Но уже и это требует серьезного внимания к себе.