Наиболее же вероятными причинами катастрофы названы сложные метеоусловия и неполадки в бортовом оборудовании… 22 января Генеральная прокуратура обнародовала записи “черного ящика” военно-транспортного самолета Ан-72, разбившегося в Южном Казахстане в декабре. Погибли 27 человек. Среди них директор Погранслужбы КНБ РК полковник Турганбек СТАМБЕКОВ, начальник регионального управления пограничных войск “Оңтүстік” Павел ДОЦЕНКО, руководители погранотрядов “Кордай”, “Сарыагаш”.
Как выяснилось, экипаж полностью прошел медосмотр и был допущен к вылету из столичного аэропорта 25 декабря 2012 года. Официальный представитель Генпрокуратуры Нурдаулет СУИНДИКОВ сообщил, что перед вылетом была проведена физико-химическая экспертиза жидкости, добавляемой в авиатопливо в зимнее время. Она оказалась пригодной, не имеющей иных примесей.
Но неприятности начались сразу после того, как самолет набрал высоту. Сначала отказал автопилот, и командир продолжил пилотирование в ручном режиме, что в принципе не противоречит правилам эксплуатации. Затем командир передал управление второму пилоту (это произошло на 2-й минуте 29-й секунде полета), что, как было заявлено, категорически запрещено при перевозке пассажиров. Спустя несколько секунд заклинил радиовысотомер. Полет был продолжен по показаниям барометрических приборов измерения высоты. При снижении показатели высотомера могли иметь искажения до 385 метров, что могло привести к катастрофе. Кроме того, из разговоров пилотов следует, что произошло обледенение.
При посадке в аэропорту Шымкента в сложных погодных условиях и при ограниченной видимости командир не выполнил указания диспетчера об установлении на барометрическом высотомере давления аэропорта Шымкента. “Достоверно установлено, что командир корабля не менял давления на барометре”, – заявил Суиндиков.
Крушение самолет потерпел на удалении 21 км от контрольной точки аэропорта, столкнувшись со склоном оврага. Анализ разговоров пилотов показал, что посадка шла без паники и беспокойства. Из записей бортового самописца следует, что при заходе на посадку кто-то из экипажа крикнул: “На высоте го… Горы, что ли?”.
Собранные следствием материалы, касающиеся технических неисправностей Ан-72, дают возможность Казахстану направить следственное поручение правоохранительным органам Украины, где проводился ремонт самолета.
Шмидт САБИРОВ, председатель союза “Федерация профсоюзов авиационных работников Казахстана”:
– Довольно часто при авиакатастрофах пытаются свалить вину на пилотов. К примеру, командир экипажа имеет полное право передать управление самолетом второму пилоту в любое время. В этом нет ничего неправомерного, как было озвучено ранее. При этом сложно судить, была ли не включена так называемая система раннего предупреждения приближения земли именно по вине пилотов. Вполне возможно, она просто не сработала, как высотомер, который в первую очередь показывает истинную высоту над пролетаемой местностью. А глядя на целый ряд технических неполадок самолета, послуживших причиной крушения, возникает вопрос: была ли вообще выполнена контрольная карта перед взлетом? Общественности должен быть предоставлен не частичный, а полный анализ расшифровки бортового самописца.
Астана