Непредсказуемый проезд

И хотя первое повышение цены с 50 до 60 тенге городская прокуратура назвала незаконным и отменила, с 1 апреля перевозчики вновь подняли расценки на проезд, причем уже бесповоротно. А в конце августа, буквально на следующий день после вступления в силу условий тендерного конкурса по осуществлению пассажирских перевозок, впали в шок уже пенсионеры – в автобусах их встречали кондукторы, заявлявшие, что отныне старики не имеют права на бесплатный проезд.

Перевозчики уже давно возмущались, что возят пенсионеров старше 70 лет за свой счет. Дело в том что льготный проезд для таких категорий граждан нигде не прописан. Законодательство оговаривает лишь возможность предоставления дотаций из местных бюджетов. Но в последние годы в Семее бесплатный и льготный проезд для детей, стариков и инвалидов полностью переложили на самих перевозчиков.

– Практически каждый четвертый сегодня ездит в общественном транспорте либо бесплатно, либо со скидкой, – заявил юрист трех крупнейших автопарков Семея – ТОО “Азия Combi”, ТОО “Man и Г”, ТОО “Семавтопарк” – Николай ЧНЕГОВ. – Льготами пользуются 43 тысячи детей до 15 лет, 27 тысяч пенсионеров старше 70 лет и около 5 тысяч инвалидов по зрению, многодетных матерей и других категорий. И если до 2009 года перевозчикам по остаточному принципу выделяли какие-то суммы за льготный провоз школьников в возрасте до 15 лет, то уже четыре года ничего не платится.

После многочисленных переговоров заместителя акима Семея Жагипарбека ЕЛЮБАЕВА с перевозчиками на большинстве маршрутов восстановили бесплатный проезд для стариков. Надолго ли – никто не знает.

Нас не устраивает работа двух крупнейших городских автопарков, которые пытаются диктовать нам условия, – заявил аким Семея Айбек КАРИМОВ.У них около 300 автобусов, и они рассчитывают дестабилизировать ситуацию, если мы не пойдем на их условия. Эти перевозчики отказываются проявить уважение к пенсионерам, а также не хотят работать на маршрутах до 22.30, противятся контролю общегородской диспетчерской службы центра управления перевозками.

Чтобы город не лихорадило от внезапных мятежей автобусников-частников, акимат задумал в противовес создать муниципальный автопарк. Но вот парадокс: оказывается, государство не может возить пассажиров! Заявка была отвергнута антимонопольным ведомством: мол, госведомствам не место в конкурентной среде. Но власти города сейчас вновь пытаются получить разрешение на создание собственного муниципального автопарка. Тем более что в Семее производят собственные автобусы. Семазовские машины давно пополнили автопарки Астаны, Алматы, Павлодара, Усть-Каменогорска, и только в Семее на линиях нет ни одного автобуса! Ездит либо двадцатилетняя техника, давно списанная из европейских автопарков, либо китайские малолитражки и разваливающиеся “Газели”.

Чем же закончится противостояние властей Семея и перевозчиков? А заложниками ситуации остаются пассажиры.

Старики, заходя в автобус, готовят на всякий случай мелочь, взрослые стараются после 20.00 перемещаться на такси, а школьники предпочитают пробежать остановку-другую, потому что никто не знает, чем пассажиров встретят кондукторы – сообщением об очередном повышении цен, о закрытии маршрутов после полдника или отказом предоставлять сидячие места детям.