Но как показывает практика, из года в год наблюдается одна и та же картина: миллионные средства выделяются на всевозможные программы, а администраторы этих бюджетных программ не могут даже их потратить как положено.
Процент освоения Западно-Казахстанского областного бюджета в первом полугодии текущего года, по данным начальника департамента казначейства Дархана Куанышева, составил 94,8%. В итоге 2,5 миллиарда тенге остались "лежать в кармане". Но это совсем не означает, что деньги не нужны и у нас все в порядке. В экономике региона еще очень много не залатанных дыр, на которые как раз и выделяются средства. Однако по вине администраторов программ - всевозможных управлений и департаментов, которые не в состоянии правильно спланировать свою деятельность, средства остаются неосвоенными.
"В ходе мониторинга исполнения республиканского и местных бюджетов, проводимого департаментом казначейства за первое полугодие отмечается отсутствие должной координации со стороны администраторов бюджетных программ своих подведомственных учреждений, выразившейся в следующих немаловажных направлениях: несвоевременное утверждение индивидуальных планов финансирования, что препятствует открытию своевременного финансирования государственных учреждении; несоответствие индивидуальных справок на внесение изменении в планы финансирования администраторов бюджетных программ сводным справкам местного уполномоченного органа по исполнению бюджета", - заявил на совещании с бухгалтерами области начальник департамента казначейства Дархан Куанышев.
Всего казначейством в первом полугодии 2008 года обслуживалось 204 бюджетных учреждения, в том числе 57 - республиканского подчинения, 80 - областного и 67 - городских. Кроме того, департаментом казначейства обслуживаются внебюджетные и валютные счета. Но не все участники процесса оказываются добросовестными исполнителями бюджета.
Чтобы не допустить нарушения законодательства, касающегося исполнения бюджета, департамент казначейства на неделе провел своеобразный ликбез с бухгалтерами этих учреждений, где на пальцах специалисты департамента объясняли как лучше спланировать свою деятельность, в первую очередь, касающуюся реализации бюджетных программ, чтобы получить максимальную отдачу и максимальное освоение выделенных средств.
На неосвоение средств влияет очень много факторов, среди которых не вовремя проведенные тендеры, не вовремя заключенные договора, невыполнение подрядчиком взятых на себя обязательств. В конечном счете, все это отражается на итогах исполнения бюджета.
Казначеи и финансисты области рекомендуют администраторам бюджетных программ оперативно управлять финансами, более грамотные отношения строить с подрядчиками и поставщиками, вовремя регулировать планы финансирования.
Сегодня интегрированная система казначейства направлена на обеспечение своевременного зачисления налогов и пошлин в доход бюджета, проведения бюджетных расходов эффективного управления правительством и местными исполнительными органами финансовыми ресурсами и транспарентности исполнения госбюджета. Иными словами, интегрированная информационная система казначейства направлена на обеспечение главной цели - эффективное управление государственными финансами. А это, по мнению главного казначея области возможно только при грамотном подходе к вопросу планирования и расходования бюджетных средств.
Еще один немаловажный вопрос, который затронули казначеи в ходе совещания, это исполнение платежных документов. По данным главного казначея региона Куанышева, за первое полугодие 2008 года данным органом принято 97640 платежных документов, из которых 7090 возвращены без исполнения. Это значит, что деньги по ним выданы не были, только по причине того, что администраторы программ не удосужились грамотно оформить свои документы.
"В частности, большое количество документов возвращается без исполнения по причине недостатка фондов по планам финансирования, неверно указываются мероприятия из паспорта бюджетных программ, отсутствуют подтверждающие документы, неправильно оформляются договоры и счета к оплате", - отметил руководитель казначейства. Причем, как выяснилось, вышеперечисленные случаи не единичны. К тому же при таком отношении создается никому не нужная переписка, при которой тратится уйма драгоценного времени. А пока документы гуляют между ведомствами, администраторы программ ни тиына получить на свой счет априори не могут. Страдают они же сами.
В целях совершенствования работы по взаимодействию с госучреждениями местный департамент казначейства намерен повысить качество обслуживания госучреждении и сократить время обработки документов. Однако это возможно только при добросовестном отношении к своей работе самих руководителей госучреждений. Однако на деле руководители госструктур уже давно усвоили, что бюджетные деньги, это деньги которые всегда есть, они никуда не денутся и их в любом случае выдадут, не сегодня так завтра. Отсюда и халатное отношение к процессу планирования финансирования и регулирования собственных финансовых затрат. А неумение грамотно составить финансовые платежные документы - это уже говорит об уровне профессионализма бухгалтеров и ответственных за это лиц.
В конечном итоге это сказывается на управлении в целом государственными финансами. Миллиардными средствами, которые должны пойти в дело, а вместо этого мертвым грузом лежат на счетах.
Фото с сайта http://www.expert.ru